![]() |
||||||||||||
Архив публикаций в PDF |
|
Навигатор по сайту |
||||||||||
|
||||||||||||
НОВОСТИ | НОВЫЕ ИЗДАНИЯ | |||||||||||
![]() НА ВСЕМИРНОМ КОНГРЕССЕ ЭТНИЧЕСКИХ РЕЛИГИЙ В ИТАЛИИ
С 25 по 29 августа 2010 года в городе Болонья (Италия) состоялся Х Всемирный Конгресс Этнических Религий (WCER). Мы были приглашены для участия от имени России. Павел Владимирович Тулаев представил доклад «Родные Боги в творчестве русских художников» на английском языке, который дополнила выставка печатных репродукций по этой же теме. Ниже публикуем фрагмент из нашего путевого дневника «С Богами по Европе» в четырех частях.
Далее.......>>>
![]() ГИМНЫ БОГАМ
17 апреля 2010 года cостоялся творческий вечер Павла Владимировича Тулаева. Он проходил в ДОМЕ СОЛНЦА, что расположен в центре павильона «Москва» (№ 70) во Всероссийском выставочном центре (прежнее название ВДНХ). Вечер открыла Надежда Иванова, сотрудница журнала «АТЕНЕЙ», которая представила творчество П.В. Тулаева. Она обратила внимание на то, что его талант – многогранный, а труды широко известного автора и издателя – весьма многообразны, как по темам, так и по жанру. Тем более ценно то, что впервые организован его поэтический вечер. По такому случаю специально выпущена в свет мини тиражом брошюра «Гимны Богам».
ИНТЕРНЕТ-
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «ХРОНОС»О СЛАВЯНАХ
В ходе подготовки X Всеславянского съезда значительно активизировал свою работу Славянский комитет России, который возглавляет наш давний коллега Николай Иванович Кикешев. На рабочих заседаниях комитета мы познакомились с новыми единомышленниками и их проектами. «Славянство. Форум славянских культур» - так называется новый сайт, расположенный на домене http://www.sklaviny.ru/. Проект с этим названием действует вот уже около двух лет на страницах портала ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ на доменах: http://www.hrono.ru/ и http://www.hrono.info/. Здесь собрана фундаментальные сведения по истории славян: описание событий, биографии выдающихся деятелей, хронологические таблицы и пр. Оперативную информационную работу, в частности по освещению предстоящих празднеств, посвященных Дню славянской письменности и культуры, планируется развертывать вокруг нового сайта. Строительные работы идут вовсю. Если вы желаете присоединиться, присылайте свои сообщения о славянских делах Вячеславу Борисовичу Румянцеву по адресу: .
![]() Минск, 4-7 февраля 2010 года
Одним из главных центров международного славянского движения в последние годы стала Беларусь, где по-прежнему сильны устои социализма с ярко выраженной национальной окраской. Ежегодно в столице братской республики проводятся научные конференции, творческие встречи, торгово-промышленные ярмарки, народные праздники, сближающие людей на основе взаимного интереса и вековой дружбы.
Далее.......>>>
![]() ПАМЯТИ АДМИРАЛА КОЛЧАКА
3 декабря 2009 года в Государственной Думе России по инициативе Игоря Викторовича Дьякова в рамках отдела пропаганды ЛДПР состоялся «круглый стол», посвященный памяти адмирала А.В.Колчака. После приветствия главы партии и организатора конференции слово для первого доклада было предоставлено историку и издателю журнала «Атеней» Тулаеву Павлу Владимировичу. Ниже публикуется текст его выступления:
Конференция национально-патриотического
СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА
12 мая 2009 года в актовом зале движения «СОЮЗ» на Большом Харитоньевском переулке в Москве состоялась очередная конференция национально-патриотического Союза Русского Народа (СРН), организационный штаб которого возглавляет А. Т. Ветров. Главной задачей конференции было обсуждение и принятие проекта стратегической программы СРН, подготовленного и представленного Е.Ф. Морозовым. Этой теме была посвящена первая половина рабочего дня. В результате проект был принят в основе с учётом существенных дополнений и пожеланий со стороны участников встречи для его дальнейшей публикации и распространения на следующем съезде СРН. Во второй половине дня было несколько тематических выступлений, в том числе: П.В. Тулаева, Е.Ф. Морозова, С.А. Шатохина, В.В. Селиванова и других. Ниже публикуем полный текст доклада ведущего конференции П.В. Тулаева «РУССКОЕ ДВИЖЕНИЕ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА».
«АТЕНЕЙ» и
«TIERRA & PUEBLO» в Центральном Доме Журналистов
27 марта 2009 года в Интернет-зале Центрального Дома Журналиста состоялся русско-испанский вечер. Первая его часть была посвящена специальному выпуску журнала «TIERRA & PUEBLO» (2008, №17), посвященного русско-испанским отношениям. О нём подробно рассказал мыслитель и издатель из Испании Энрике Равельо. Испанской теме в круге изданий «АТЕНЕЙ», были посвящены выступления Иванова Анатолия Михайловича и Рудакова Александра Борисовича.
Во второй части вечера слушателям был представлен первый полноцветный выпуск русского международного журнала «АТЕНЕЙ» №9-10 (232 стр.) его главным редактором и издателем Тулаевым Павлом Владимировичем. Среди авторов выступали: Авдеев Владимир Борисович, Милованов Валерий Иванович, Ветров Альберт Тимофеевич, Иванов Владимир Алексеевич. Поэты Эдуард Эрикссон и Марина Брыкалова прочитали свои новые стихи, опубликованные в «Атенее».
Далее.......>>>
РОДНЫЕ БОГИ –
В ПАРИЖЕ! Возможность посетить Париж у меня была и раньше, но достойного повода для этого не было. Конечно, культурная столица Западной Европы сама по себе заслуживает внимания, и ей будет посвящён наш отдельный очерк. Просто мне не хотелось ехать во Францию с пустыми руками. Но вот, наконец-то, выдался подходящий случай. Удачным поводом для моего путешествия стал выход в свет художественного альбома «Родные Боги в творчестве славянских художников». Незадолго до этого состоялись две презентации нашей замечательной книги - в Санкт-Петербурге и Москве - и Париж как бы принял эстафету. Формально я приехал во Францию по приглашению своих друзей: Яна-Бера Тилленона - выдающегося художника и эстета из Бретани, Гийома Фая - знаменитого правого мыслителя мирового уровня, и госпожи N.N. - дамы, приятной во всех отношениях, но пожелавшей остаться incognito. В первую очередь, именно благодаря этим замечательным людям презентация альбома прошла на солидном интеллектуальном уровне. |
Виталий Ковалёв
Колышется, качается над землей зима, пятнадцатая зима постистории. Опять, как и встарь, метёт в феврале, занавешены окна, но не горит на столе свеча. Электрический свет рассредоточен, холоден, безучастен.
Гусиные перья, чернильницы, пологая плоскость конторки... Где вы? Когда-то, безумно давно, в вас обитала душа, которую люди называли Поэзией, и вы жили, струились теплом в их угрюмых жилищах. Та душа отлетела, как говорится, в горные выси, и нам ли толковать сегодня о поэзии? Шариковая ручка не издает божественного скрипа, типографская краска заглушила аромат слов.
В начале зимы в Москве, городе, страстно догоняющем убегающую цивилизацию, среди утомивших до предела политических сумасбродств и безнадежных забот о хлебе насущном вышла книжечка стихов Павла Тулаева. Называется она "Семь лучей", неброского такого вида. "Безумец, - подумалось мне, когда она попала в мои руки, - кому нужна твоя свирель в однообразном грохоте беспоэтичной эпохи?"
Беру сборничек в незатейливой обложке, листаю, вчитываюсь в строчки, заполняющие лишь осевое пространство страниц. И что же? Нигде - почти нигде - не встретились мне следы усталого профессионализма, не отмечались с положенным тому ленивым восторгом привычные ожидаемые изыски и предсказуемые эскапады. Стихи какие-то саморощенные, прорастающие из существа автора, как трава весной. Порою вырастают они узловатыми, беззаботными в отношении формы (и ритм ломается, и рифма нередко, где она есть, менее чем приблизительная), но нет в них приевшейся оранжерейной синтетики книжной зауми, а чуется терпкий привкус лесных ягод дикорастущей поэзии, как выражается о подобном явлении один мой приятель. Некоторые знаменитые поэты, пребывая в своей гениальной искушенности, мечтали о таком блаженном состоянии:
Давай ронять слова,
Как сад - янтарь и цедру...
(Б.Пастернак)
Но кто такой Тулаев? Дилетант, киснущий в собственном соку? Народный девственный стихотворец, коих тьмы и тьмы на обширных российских просторах? Как бы ни так. В одной книжке мирно соседствуют стишки, неплохо подошедшие бы для альбома семиклассницы:
Мы - в море два корабля.
Куда нас закинет судьба?
Часы пройдут, дни и года.
Где будешь ты? Где буду я? -
и утонченное, пронзительное:
О! Прочти все сонеты, Лаура!
Беатриче, ступай мимо ада!
В чём-чём, а в наивности нашего поэта по прочтении его творений не заподозришь. Павел Тулаев - филолог, историк, переводчик, талантливый эссеист со своим, сложившимся, достаточно различимым стилем мышления, с подобающей эрудицией и тонким художественным вкусом. Так в чем же дело? Откуда это сплетение непосредственности, граничащей иногда с неумелостью, и просвечивающей сквозь неё глубинной, выказывающей эстетическую изощренность подосновы? Сама книга, её содержание, строение и примечания к стихам дают ясный ответ на наши недоумения.
Есть такое, увы, заезженное, выражение: открытая книга. Знакомство со сборником "Семь лучей" вынуждает еще раз использовать этот затёртый образ: здесь перед нами открытая, честная книга творческой судьбы автора, ёмкая летопись уступчатой тропы поэта вверх, к туманным, обманчивым вершинам словесной магии. В публикациях мы вступаем в общение с читателем обычно весьма односторонне, выступаем перед ним в качестве застывшего результата, оставляя за кадром тот извилистый путь, что привел к нему. Тулаев же даёт нам моментальный снимок своего поэтического восхождения, как бы приоткрывает взору публики геологические пласты своей не только литературной, но и личностной, мировоззренческой истории. Не правда ли, за всею этой забавной игрой в слова, что именуется поэзией, нас, в сущности, только Личность и интересует, её поющее, страдающее, мятущееся сердце? А Личность есть, прежде всего, дорога, шествие к себе, т.е. Абсолютной форме, каковой она есть по истине, и если дорога лежит через сердце, то Абсолютная Форма, она же Личность, принимает облик Поэзии.
Ранние поэтические опыты Тулаева, помещенные в основном в первой половине книги, полны юношеской импульсивности, быстрой смены чувств, взглядов, внешних заимствований и влияний. В известной обстановке начала 80-х гг. молодой человек с хорошим образованием, к тому же бард, музыкант, вольная натура, стремительно расширяя горизонт познаний и углубляя свое отношение к миру, явно задыхается в спертом воздухе той уже бесконечно далекой (вот он, обвал времени!) поры. Кому из нас тогда не хотелось прервать сочившуюся отовсюду фальшь криком вроде того, что испускала возмущенная совесть юного поэта в пустоту бумажного листа:
О, Бог мой!
Дай мне вынести
еще один обман.
Бей, лживый барабан!
Звени, фальшивая труба!
И всё же молодость изнывает под напором бьющей через край энергии и готова вложить её в любую красивую иллюзию, во всякий "нас возвышающий обман", ищет и находит себе какую-нибудь придуманную замену серой, приземлённой действительности. Автор "Семи лучей" в свое время переболел "детской болезнью" революционаризма, молился на неистового Че, переводил пламенные песни Виктора Хары, рвался в бой за счастье других народов, видимо, уже догадываясь, что на родной земле его не добиться. Жажда справедливости, что у желторотых юнцов причудливо и нерасчленимо переплетается с тягой к смерти, в иных случаях порождает гремучую смесь побуждений и порывов, составляющих известный характер переустройщиков мира, для которых, как пишет Тулаев, "смерть и радость рядом".
Но молодость имеет среди прочих еще и, то достоинство, что она проходит. Конечно же, основной стержень тулаевского поэтического сборника - это стихи, переводы, переложения, прозаические миниатюры последних лет, произведения, чье содержание и форма образуют более тесное и гармоничное содружество. Здесь как-то неожиданно, скачкообразно, по сравнению с первым творческим периодом, раздвигается перспектива зрения автора, открывается даль истории, врывается ветер иных культур и философий. Тут тебе и целый цикл языческих гимнов - великолепных, вдохновенных стилизаций под праславянскую мифологию, в которых кое-где просматриваются то ли ведические, то ли общеарийские мотивы; и вереница прекрасных античных образов, из которых самым впечатляющим является Прометей; и неподражаемая экспрессия испанской поэтики, оказавшей несомненное влияние на стиль и манеру тулаевского письма; и, наконец, православно-патриотическая патетика, ставшая в последнее время ведущей темой Тулаева в его поэтической и публицистической деятельности.
А то вдруг натыкаешься на десятистишие, не что иное, как пару сросшихся танков, японских пятистиший, и удивляешься их завораживающей простоте. Трудно удержаться, чтобы не привести его целиком:
Как за окном хорошо! Тихо. Белой периной
снег землю покрыл. Стало спокойней душе.
Утром сегодня смотрел, как пролетали вороны:
сядут на ветку, снег телом тяжелым собьют,
каркнут негромко и снова, черные крылья расправив,
в небо себя поднимают - новое место глядят
Их теперь нет. Улетели. Слышно лишь эхо от криков.
Ветки спокойно качает ветер, нежный, немой.
Я же наказан собою, сердце свое поучаю:
"Глупое! Разве найти сразу - любовь и покой?"
По мне, так эти десять строк стоят многого, также и доброй половины книги Тулаева, но за то, что они есть, я готов простить ему все слабосильное, чем он заполнил промежутки между такими же достойными вещами.
Одной из вех в становлении тулаевской эстетики было горячечное увлечение прозой Владимира Набокова. Открытие этого величайшего феномена русской литературы ХХ века было настоящим потрясением для советской интеллигенции, на протяжении долгих десятилетий беспомощно сучивших ножками в плотном коконе дозволенного чтения. Тулаев какое-то время был столь мощно захвачен диковинным миром набоковских романов и их чудодейственно-изысканным языком, что отозвался эхом, произведя на свет два сюрреалистических этюда, один из которых - полная мистификация набоковского текста. Об этих штучках так и подмывает высказаться, а это что такое: "Р-р и Л! Л! Л!"? Цитируя из них же самих: "Глазею. Открыл рот. Мухи залетают одна за другой… Чёрт побери, я вынужден прерваться. В глазах мелькают звёздочки, звёздочки... Голова кружится... Не хватает страницы..."
Страница, однако, перевернута, и эстетство, промелькнув, улетучилось, и заплескались прозрачные волны любовной лирики. Подходить к ней с аналитическим намерением меньше всего хочется. В этих стихах чувство, светлое, глубокое, распахнутое навстречу таинственной Л. (которой, по всей очевидности, посвящён весь цикл), бежит впереди слов, слова, как прибрежная галька, омываются этим пенистым напором, сверкают на солнце и... тускнеют, как только прибой отступает. Примечательно, что образ моря - сквозной в любовных излияниях поэта:
Счастье мое! Любовь, рожденная Нимфой!
Выйди из моря, из тихо ласкающей пены
Выбери новое имя – соперницей Геры
Стань и отныне зовись Афиной!
Ближе к концу книги расположен цикл "Посвящения". В нем, как бы симметрично "Языческим гимнам", набирает силу, ширится и переходит в экстатическое напряжение гимн христианской вере, в коей, после долгих блужданий, обрела незыблемую почву беспокойная душа поэта. Вполне понятна духовная перевозбуждённость неофита, печать которой лежит на многих стихотворениях этого цикла, но, во всяком случае, в искренности и убеждающей энергии им не откажешь. Мистический настрой и онтологический символизм становятся недоступной телесному глазу основой, в которую вплетаются нити утка - грубая словесная материя. И если можно поспорить с чрезмерной воинственностью некоторых духовных стихов Тулаева (а где же "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас"?), то все-таки нам не мешало бы сейчас, в эсхатологические времена, отринув хоть на мгновение нашу нескончаемую ежечасную суету, прислушаться к словам, извлекаемым поэтом из сфер, "что выше всех оград":
Придет пора и бренный мир прейдёт,
И канут в бездну чёртовы качели, И всех Судья в путь дальний позовёт. Чрез горы лжи и вечные метели
На крыльях ангельских немногих унесёт
К иным мирам, что оные не зрели.
Вот, кажется, и все, что мог скороговоркой рассказать я о вышедшей недавно книжке Павла Тулаева. Выпорхнула птичка в небеса Поэзии... Как ей там?
Да, чуть было не забыл. Почему "Семь лучей"? Помимо стихотвореньица с одноимённым названием, служащего в качестве эпиграфа к сборнику и предлагающего вариант объяснения заглавия книги, есть и такое понимание: «семь лучей» - это ты, Павел Тулаев, Личность, расщепляющая единый божественный свет на многоцветие радуги. Не за эту ли неповторимость душевного спектра любит нас Господь?
Москва, февраль 1994
|
![]()
ИЗБРАННЫЕ ВИДЕОРОЛИКИ
«СЛАВИЯ – ИМПЕРИЯ БЕЛЫХ
СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ?» Павел Тулаев беседует с Максимом Калашниковым о панславизме http://video.yandex.ru/ users/neuromir-itv/view/9/ «ПРИОРИТЕТЫ И КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЛАВЯНСКОГО ДВИЖЕНИЯ» Доклад П.В.Тулаева на пленарном заседании конференции в Беларуси (Минск, 5.02.2010). http://rutube.ru/tracks/3008009.html Полный текст выступления: http://www.ateney.ru/bel/b014.htm «СЛАВЯНСТВО – ЭТО ФОРМА НАШЕЙ ЖИЗНИ» Интервью с П.В.Тулаевым на славянской конференции в Беларуси, февраль 2010 года: http://rutube.ru/tracks/2977807.html
Далее.......>>>
![]()
РОДНЫМ БОГИНЯМ И БЕРЕГИНЯМ
Второе дополненное издание
Вышло в свет второе дополненное издание книги Павла Владимировича Тулаева РОДНЫЕ БОГИНИ И БЕРЕГИНИ (Москва, «Библиотека АТЕНЕЯ», 2009). В основу текста лёг его доклад, сделанный на Школе Родной Веры в Киеве, и опубликованный в журнале «СВАРОГ» №19-20 на украинском языке. На презентации 30 января 2009 года в Доме культуры на Петровских линиях в Москве известный ученый представил первое русское издание брошюры, подчеркнув органичную взаимосвязь женского и мужского начал в вечном сотворении мира. После ответов на вопросы слушателями было высказано пожелание дополнить следующее публикацию статьями о славянских богинях Живе и Макоши, что и было сделано. Цена книги: 120 рублей.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
![]() ![]() ![]() ![]() ИЗДАНИЯ КРУГА «АТЕНЕЙ»
Предлагаем Вашему вниманию новые печатные и электронные издания. В электронном каталоге представлены наши книги, журналы, компакт-диски и видеофильмы.
|
||||||||||
© Pavel V. Tulaev |