Архив
публикаций
в PDF
Навигатор
по сайту
Биография Труды Интервью Творчество Путешествия Сотрудничество Отклики Архив
НОВОСТИ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ
 
Доклад на Международной Интернет-конференции
«Славянская цивилизация – проблемы и перспективы».
 
Организатор форума: Русское общественное движение «Возрождение. Золотой Век». Русское Агентство Новостей.
 
Место проведения: веб-сайт «Ключи познания» www.kluchi.org.
 
Дата и время: 1 октября 2011
 
Далее.......>>>
 
 
 
МАГИСТР КРАСОТЫ
 
За сохранение и приумножение исторического, культурного наследия России, развитие отечественной науки и искусства Тулаев П.В. награждён орденом «Магистр Красоты». Торжественная церемония состоялась 24 декабря 2010 года в Гостином Дворе.
 
Далее.......>>>
 
 
НА ВСЕМИРНОМ
КОНГРЕССЕ
ЭТНИЧЕСКИХ
РЕЛИГИЙ В ИТАЛИИ
 
С 25 по 29 августа 2010 года в городе Болонья (Италия) состоялся Х Всемирный Конгресс Этнических Религий (WCER). Мы были приглашены для участия от имени России. Павел Владимирович Тулаев представил доклад «Родные Боги в творчестве русских художников» на английском языке, который дополнила выставка печатных репродукций по этой же теме. Ниже публикуем фрагмент из нашего путевого дневника «С Богами по Европе» в четырех частях.
 
Далее.......>>>
 
 
 
ГИМНЫ БОГАМ
 
17 апреля 2010 года cостоялся творческий вечер Павла Владимировича Тулаева. Он проходил в ДОМЕ СОЛНЦА, что расположен в центре павильона «Москва» (№ 70) во Всероссийском выставочном центре (прежнее название ВДНХ). Вечер открыла Надежда Иванова, сотрудница журнала «АТЕНЕЙ», которая представила творчество П.В. Тулаева. Она обратила внимание на то, что его талант – многогранный, а труды широко известного автора и издателя – весьма многообразны, как по темам, так и по жанру. Тем более ценно то, что впервые организован его поэтический вечер. По такому случаю специально выпущена в свет мини тиражом брошюра «Гимны Богам».
 
Далее.......>>>
 
 
 
 ИНТЕРНЕТ-
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
«ХРОНОС»О
СЛАВЯНАХ
 
В ходе подготовки X Всеславянского съезда значительно активизировал свою работу Славянский комитет России, который возглавляет наш давний коллега Николай Иванович Кикешев. На рабочих заседаниях комитета мы познакомились с новыми единомышленниками и их проектами. «Славянство. Форум славянских культур» - так называется новый сайт, расположенный на домене http://www.sklaviny.ru/. Проект с этим названием действует вот уже около двух лет на страницах портала ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ на доменах: http://www.hrono.ru/ и http://www.hrono.info/. Здесь собрана фундаментальные сведения по истории славян: описание событий, биографии выдающихся деятелей, хронологические таблицы и пр. Оперативную информационную работу, в частности по освещению предстоящих празднеств, посвященных Дню славянской письменности и культуры, планируется развертывать вокруг нового сайта. Строительные работы идут вовсю. Если вы желаете присоединиться, присылайте свои сообщения о славянских делах Вячеславу Борисовичу Румянцеву по адресу: .
 
 
 
Минск, 4-7 февраля 2010 года
 
Одним из главных центров международного славянского движения в последние годы стала Беларусь, где по-прежнему сильны устои социализма с ярко выраженной национальной окраской. Ежегодно в столице братской республики проводятся научные конференции, творческие встречи, торгово-промышленные ярмарки, народные праздники, сближающие людей на основе взаимного интереса и вековой дружбы.
 
Далее.......>>>
 
 
 
ПАМЯТИ АДМИРАЛА КОЛЧАКА
 
3 декабря 2009 года в Государственной Думе России по инициативе Игоря Викторовича Дьякова в рамках отдела пропаганды ЛДПР состоялся «круглый стол», посвященный памяти адмирала А.В.Колчака. После приветствия главы партии и организатора конференции слово для первого доклада было предоставлено историку и издателю журнала «Атеней» Тулаеву Павлу Владимировичу. Ниже публикуется текст его выступления:
 
 

Конференция национально-патриотического
СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА
 
12 мая 2009 года в актовом зале движения «СОЮЗ» на Большом Харитоньевском переулке в Москве состоялась очередная конференция национально-патриотического Союза Русского Народа (СРН), организационный штаб которого возглавляет А. Т. Ветров. Главной задачей конференции было обсуждение и принятие проекта стратегической программы СРН, подготовленного и представленного Е.Ф. Морозовым. Этой теме была посвящена первая половина рабочего дня. В результате проект был принят в основе с учётом существенных дополнений и пожеланий со стороны участников встречи для  его дальнейшей публикации и распространения на следующем съезде СРН. Во второй половине дня было несколько тематических выступлений, в том числе:  П.В. Тулаева, Е.Ф. Морозова, С.А. Шатохина, В.В. Селиванова и других. Ниже публикуем полный текст доклада ведущего конференции П.В. Тулаева  «РУССКОЕ ДВИЖЕНИЕ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА».
 
Далее.......>>>
 

«АТЕНЕЙ» и
«TIERRA & PUEBLO»

в Центральном
Доме Журналистов
 
27 марта 2009 года в Интернет-зале Центрального Дома Журналиста состоялся русско-испанский вечер. Первая его часть была посвящена специальному выпуску журнала «TIERRA & PUEBLO» (2008, №17), посвященного русско-испанским отношениям. О нём подробно рассказал мыслитель и издатель из Испании Энрике Равельо. Испанской теме в круге изданий «АТЕНЕЙ», были посвящены выступления Иванова Анатолия Михайловича и Рудакова Александра Борисовича.
 
Во второй части вечера слушателям был представлен первый полноцветный выпуск русского международного журнала «АТЕНЕЙ» №9-10 (232 стр.) его главным редактором и издателем Тулаевым Павлом Владимировичем. Среди авторов выступали: Авдеев Владимир Борисович, Милованов Валерий Иванович, Ветров Альберт Тимофеевич, Иванов Владимир Алексеевич. Поэты Эдуард Эрикссон и Марина Брыкалова прочитали свои новые стихи, опубликованные в «Атенее».
 
Далее.......>>>
 

РОДНЫЕ БОГИ –
В ПАРИЖЕ!
 
Возможность посетить Париж у меня была и раньше, но достойного повода для этого не было. Конечно, культурная столица Западной Европы сама по себе заслуживает внимания, и ей будет посвящён наш отдельный очерк. Просто мне не хотелось ехать во Францию с пустыми руками. Но вот, наконец-то, выдался подходящий случай. Удачным поводом для моего путешествия стал выход в свет художественного альбома «Родные Боги в творчестве славянских художников».
 
 
Беседы Павла Владимировича Тулаева
с Анатолием Ивановичем Полетаевым
 
О национальной культуре
 
 
Тулаев. Анатолий Иванович, о музыке невозможно говорить в отрыве от культуры в целом, поскольку она её часть. Поэтому давайте для начала уточним, что такое культура и искусство?
 
Полетаев. Что такое культура? Это - совокупный уровень достижений в любой отрасли человеческой деятельности. Часто под культурой понимают вежливость, этику, воспитание, искусство и т.д. Когда спрашиваешь даже у интеллигентного человека: а что же такое культура? - он долго морщит лоб, собираясь с мыслями. Даже техническая, художественная интеллигенция после долгих раздумий произносит: культура - это когда... вот входишь в трамвай и видишь - мест нет, а женщины стоят, то ты должен попросить мужчину уступить место. Это - этика, воспитание, это - культура поведения, только часть культуры, но не вся её суть. Культура - это уровень достижений, будь то сельское хозяйство, финансы или военное дело.
Есть широкое и узкое понятие культуры и надо понимать, что имеется в виду, когда звучит такой вопрос. Ведь Отечественная, Российская культура, всегда была на очень высоком уровне, особенно в XIX - начале XX века, она имела такие достижения во всех отраслях (в науке, искусстве, медицине, технике и прочих сферах, в том числе сельском хозяйстве), что мы до сих пор живём ими. Конечно, прогресс не миновал Россию за период с 1917 года по сегодняшний день: было много достижений в области космических полётов и ракетостроения, физики и электроники, в общем, в области науки. Но поскольку наука - это лишь часть культуры, то можно констатировать, что научный прогресс и образованность у нас достигались зачастую в ущерб всем другим сферам культуры, за счёт духовного поражения и унижения, за счёт потери духовной высоты, которая была в России. И чем больше прогресс науки, тем больше мы наблюдаем разрыв между образованностью и духовным воспитанием народа.
 
Т. Вы хотите сказать, что так называемый «прогресс» приводит не к улучшению человека, а к его деградации?
 
П. Очевидно, что так. Разве не отсюда происходят многие издержки нашего бытия: и цинизм, и предательство, и уголовщина, и наркомания? Разве они не следствие данного разрыва между духовным и техническим развитием? Прогресс - это не самоцель, как не самоцель «искусство для искусства», «новое ради нового». Если новое хуже старого по качеству, - по сути это регресс и моральное преступление.
В советскую эпоху делалась ставка на специальное образование и технический прогресс, на ускоренное развитие промышленности в ущерб духовному воспитанию. И всё это происходило не стихийно, не случайно - это была диверсия против русской нации и Российского государства. Ибо если мы потеряем духовность, эту основную составляющую понятия культуры в широком смысле, нас уже не нужно будет завоёвывать - мы сами всё отдадим, мы доконаем себя сами так, как это и происходит у нас на глазах. Нет людей, способных защищать Отечество: офицеры, неспособные решить свои житейские проблемы, сами себя убивают из табельного оружия или продают оружие своим противникам.
 
Т. Это уже предательство…
 
П. Это больше, чем предательство. Трудно подобрать название данному явлению и понять, каким образом можно было воспитать таких офицеров.
В этом отношении в стране сейчас настоящая катастрофа. И когда говорят о подъёме экономики, реформах в области финансов и хозяйственной деятельности, я предельно ясно осознаю дилетантство одних и диверсионный замысел других. Третьи же, кто многое понимают, фактически отрезаны от средств массовой информации, их никто не спрашивает.
Считается, что «если звёзды зажигают, значит это кому-то нужно», если в стране откровенный разврат и наркомания - значит это нужно, этим нужно переболеть; а ведь под видом этого «нужно» идёт самое настоящее уничтожение, сознательное, диверсионное. Причём всё это безобразие происходит не только под управлением внутренних и внешних разрушительных сил, но и по инерции, ибо человек, лишённый культуры, национального самосознания, понимания своей ответственности, сам всё и уничтожит, разломает, достаточно ему напиться водки.
Даже молодёжь, которая не пьёт, на танцах приходит в неистовое состояние, когда ей хочется всё крушить. И всё это безнаказанно не только существует сейчас, но даже пропагандируется с большим знанием дела. И все органы образования, воспитания, правопорядка и контроля делают вид, что они ничего не понимают и не видят в этом никаких проблем, хотя именно в этом заключена главная проблема.
Никакая армия, никакие деньги или другие силы и средства не помогут, если человек духовно не подготовлен, не созрел психологически, интеллектуально. У нас в стране сейчас воспитывают разрушителей, воспитывают эгоцентриков, проституток и модных танцоров, заинтересованных лишь в примитивном самовыражении.
 
Т. Воспитывают родители, школа или церковь, а современное государство западного типа дистанцируется от различных религиозных традиций, жизненных укладов, считая, что это частное дело гражданина.
 
П. Да, сейчас много говорится о правах человека, что мы должны следовать образцам так называемых «свободных стран». Но для кого тогда существует Великая России? Кто в ней будет жить, если молодёжь массово употребляет наркотики? Власть же борется не с наркотиками, а с последствиями их распространения по России, якобы думает о лечении наркоманов.
Сейчас воспитание отдано на откуп церкви, но христианская церковь, между прочим - явление интернациональное, в отличие, например, от иудаизма или индуизма. Православие не спасёт Россию, если будет стоять в стороне от национальных интересов. Православные христиане других стран, - а таковые есть даже в Африке, Китае и Японии, - не могут нести ответственности за русские национальные проблемы.
Антинациональная политика правительства привела к тому, что не осталось заинтересованных людей, некому и не с кого спросить, все ждут западных кредитов и инвестиций. Ничего не будет хорошего, пока мы не поймём - начинать надо не с экономики, а с воспитания духовности. Нищее и голодное, раздетое и разутое население может побеждать, если оно духовно сильно и стремится к справедливости, как это было в революционные годы в России и Индии.
 
Т. Коммунистическую диктатуру пролетариата, вылившуюся в тоталитарную власть ВКПб-КПСС вряд ли можно признать справедливой.
 
П. Ну, допустим, людей тогда обманули, увлекли обещаниями ложных результатов, но всё же они верили и поэтому были непобедимы. Так, если бы теперь начать с воспитания нравственности, духовности в стране, нам не потребовалось бы нести бремя колоссальных издержек.
Мои взгляды не находят понимания у современных политиков и владельцев средств массовой информации. Меня считают то коммунистом, то шовинистом, то даже нацистом. Всё это ко мне никак не относится. Я, действительно, националист и считаю национализм святой обязанностью здравомыслящего образованного человека, однако, это ничего общего не имеет с шовинизмом или нацизмом. Шовинизм - это болезненная форма национализма, доведённая до богоизбранности того или иного народа, или даже до абсурда. А национализм - это, прежде всего, ответственность за национальные интересы - причём не только русского населения нашей страны, за интересы всех народов, всех племён, которые живут в России. Мы вместе образуем одно общество, единую социальную атмосферу, культурную и языковую среду.
 
Т. В чём они выражаются, эти национальные интересы?
 
П. Национальные интересы надо видеть в том, чтобы наши дети стали лучше нас. А если они сегодня погибают, если у нас рождаемость ниже смертности, если нация на глазах вырождается, теряя не только количество, но и качество, то мы не сможем построить лучшую жизнь. Мы будем не в состоянии противостоять вызову Запада и Востока, которые извечны по отношению к России. Как можно мириться с тем, что Россия, имея такие огромные запасы природных ресурсов, испытывают недостаток в энергии, в материальных средствах. Куда деваются огромные средства, вырученные от продажи наших природных богатств? Вот с чего надо было начинать всем реформаторам: навести порядок не только по закону и конституции, но, прежде всего, в области нравственности, в области духовности. Тогда нам легче будет добиться успехов в любых других областях и сферах деятельности.
Это я говорю об обществе в целом, о культуре как таковой. А что касается искусства, то это особый разговор. Часто искусство подменяют понятием культуры, но оно часть культуры, причём незначительная её часть. Искусство бывает культурно и антикультурно и не всякое искусство нужно и можно поддерживать. Искусство - всего лишь высшая форма ремёсла. Его ценность зависит от нравственности и идеологии.
Многие формы искусства лучше запрещать, подобно тому, как мы запрещаем детям играть с огнём, со спичками. Мы должны запрещать всё психологически незрелое. Не всё следует разрешать, как это делается сейчас в либеральной России. Без оправданных запретов получается анархизм, беспорядок, настоящий хаос и даже сатанизм. И если, например, какое-то явление искусства по сути своей вредно, тлетворно, антинационально, оно должно подлежать запрету.
 
Т. Как определить ту меру, которая делает произведение искусства национальным или антинациональным?
 
П. Я уже говорил, что антинациональное искусство - это искусство против интересов нации. Искусство, которое нам сегодня предлагают, все виды: изобразительное, инструментальное, вокальное, театральное, танцевальное, хореографическое большей своей частью направлено на разрушение народных традиций, национальных культур и опыта многонациональной общности в нашей стране, нынешней России, которая недавно называлась СССР, а до этого Российской империей. Но как же мы можем говорить об этом, если почти все средства массовой информации - телевидение, радио и пресса, принадлежат людям, выполняющим задачу национального разрушения. Вот это-то и есть антинациональная деятельность. Нельзя же назвать эту массовую деградацию культурой. И даже если формально эти разрушители называются «культурными деятелями», имеют почётные звания и всяческие призы, фактически они осуществляют разрушительную деятельность, поскольку они не озабочены и даже не озадачены национальными интересами страны.
Национальные интересы - хочу ещё раз подчеркнуть - это не только интересы русских или какой-то другой народности России. Это интересы всех народов, которые живут в нашей стране. Общенациональные интересы - это интересы каждого народа в отдельности и всех вместе. Вот такая диалектика получается.
А что сегодня по телевидению, например, показывают детям. Всё время западные мультики: Дисней, Голливуд и прочие «красавицы и чудовища». Это ещё в лучшем случае. Но куда подевали русские народные сказки? Куда делся Короленко, Толстой, Достоевский, Сухомлинский? Куда пропал огромный пласт отечественной детской и юношеской литературы. На телевидении эти имена можно услышишь крайне редко, а в Интернете и подавно - там полная оккупация.
Почему всё время наступает Запад, Запад и Запад? Почему телевизионные передачи безнравственны, циничны и развратны до предела. Всё время говорят «про это», подменяя священное понятие Любви - вариациями бездуховного секса. Гомосексуальные отношения пытаются приравнять к семье, к законному браку; убийство людей в бандитских разборках подаётся как норма, детская проституция как издержки свободы и т.п. Разве это не антинародная, не антинациональная линия в культуре? Зачем нам такая свобода и такая демократия?
На самом деле это и не демократия вовсе, а настоящая диверсия. В этом вся суть. Вы думаете, что правители не понимают, что происходит? Думаете, окружение Президента не знает о происходящем в стране? Прекрасно всё знает и понимает, но не хочет нести за это ответственности. И даже когда люди, доведённые до пропасти, до крайнего предела унижения, начинают возмущаться, судьи никак не могут найти виновных, не могут и не хотят искать глубинные причины деградации. Будут говорить о чём угодно, только не о главном. А главное, что против России идёт ползучая оккупация, идёт уничтожение национальной культуры, народных традиций, самого русского духа. Это вполне сознательная деятельность внешних и внутренних сил. Это работа вражеской агентуры, которая захватила средства массовой информации и органы управления. Иначе я не могу дать объяснения, почему такое происходит в общегосударственных масштабах.
 Одна из главных и глобальных задач разрушителей от имени искусства во всём мире, особенно на протяжении последних веков, состоит в романтизации пороков во всевозможных аспектах и формах. Знать и понимать это - святая обязанность создателей истинной культуры. И я готов переубедить любого оппонента по этому вопросу.
 
Т. Тут никто из людей, знающих правду, не будет с Вами спорить. Я как русский историк и научный работник могу лишь подтвердить Ваши выводы. Как издатель и комментатор книг известного конспиролога Энтони Саттона я мог бы многое добавить к Вашим разоблачениям, однако тема наших бесед - музыка, искусство, образование.
 
П. Я читал подаренные мне Вами книги и признаю их огромную ценность. Зная Вашу последовательную патриотическую позицию, мои друзья и доверили Вам написание книги об оркестре «Боян». Ведь это не простой оркестр, не один из многих, а исключительный по своему культурному значению. «Боян» - символ!
 Что касается проблемы воспитания и образования, то мы должны, прежде всего, решать её по отношению к носителям власти и влияния на людей во всех формах. Если начальник, чиновник или, тем более, деятель образования национально не подготовлен, он не имеет права дотрагиваться до жезла власти, какой бы то ни было - в области науки, экономики, вооружений и т.д. В руках такого опасного субъекта не должно быть управления людьми, страной. Он не имеет права быть педагогом, учителем, поскольку он национально не состоятелен. Ему можно позволить быть рядовым исполнителем, обычной рабочей силой, но не более того.
Чтобы определить степень подготовленности специалистов узкого профиля к властным структурам, необходимо, чтобы они прежде положительно проявили себя на поприще национальной культуры, а более мелкие исполнители - хотя бы проходили какие-то экзамены, какой-то продуманный отбор. Во всяком случае, должно быть ясно, на какую степень ответственности тот или иной специалист «тянет», что ему можно доверить, а чего - пока нельзя и вообще недопустимо.
Без серьёзного отбора невозможно построить здоровую, продуктивную систему образования, заложить основы развитой культуры. А у нас почему-то это законное требование воспринимается как проявление шовинизма, антисемитизма, нацизма. Никто не решается поставить на место зарвавшихся наглецов, которые ведут разрушительную деятельность на самом верху, а тем, кто пытается сказать людям правду, затыкают рот. О каких правах человека после этого можно говорить?
 
Т. Многие люди только сейчас начали понимать, что происходит на самом деле. Правда о происходящем «за кулисой» этой жизни, столь похожей на театр марионеток, только в последние годы начала доходить до сознания русских людей.
 
П. Да, Правда и Справедливость нам нужны, как воздух. Ищите Правду. Недаром Александр Невский сказал: «Не в силе Бог, а в Правде». Хотя и говорят, что у каждого своя правда, но тогда это не общая правда, не для всей страны. Правда как совесть, как честность, как желание творить Добро и не делать зла. Не случайно ведь, человек, совершающий зло, скрывает свои грехи. По православному учению, грех - это не случайная ошибка, а умышленное сокрытие Правды, сознательное творение зла. Победа праведности в жизни отдельного человека - это спасительная удача для его личной жизни. Однако нам этого мало. Нам нужна правда национальная, общественная, государственная. Тогда и Россия станет сильной, и люди, которые у нас живут, получат поддержку от своего государства.
               
Т. Мы всё время сбиваемся на государственные и общественные дела. Давайте теперь определим, как национальное проявляет себя в музыке.
 
П. Для меня истинно национальное то, что служит интересам народа. Музыка в данном случае не исключение. Конечно, хорошо, когда на сцене или в танцевальном зале звучат народные инструменты: балалайки, домры, гусли, однако это не главное. Потому они и называются инструментами, чтобы служить некоторой задаче, поставленной композитором, дирижёром или исполнителем. Нарядить в русскую рубаху или сарафан можно и клоуна, а при помощи народных инструментов играть всякую похабщину, выдаваемую за фольклорные частушки. Такая клоунада никакого отношения к национальной культуре не имеет. И наоборот, симфонический оркестр, созданный для исполнения классической музыки, может быть средством для выражения национальной идеи. Лучшие сочинения таких аристократов от искусства, как Глинка, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов, в конечном счёте, являются глубоко национальными, ибо служат интересам русского народа и мира в целом.
Основанный мной оркестр «Боян» как раз и поставил перед собой высокую задачу служить национальным интересам. Его творческое и идеологическое кредо - народность, художественность, патриотизм, высокая нравственность и духовность. Оркестр «Боян» носит символическое имя Бояна, который по современной легенде был первым русским митрополитом Киевской Руси под именем Илларион. Илларион - известный государственный и религиозный деятель, автор литературных трудов. Другой легендарный прообраз - автор знаменитого «Боянова гимна», датируемого IV веком нашей эры, то есть поэтического произведения, написанного ещё до крещения Руси. Задача нашего «Бояна» пробуждать национальное самосознание среди людей, служить народу, воспитывать его, делать его умней, добрей, чище.
Для решения этой же цели, только ещё в более широком масштабе, по моей инициативе впервые в России был создан Центр славянской музыки, где находится основная репетиционная и концертная база «Бояна». Вместе со старыми и новыми единомышленниками мы развиваем, пропагандируем и укрепляем музыкальные традиции славянских стран. Это Шопен, Дворжак, Сметана и классическая русская музыка, о которой я только что говорил. Это песни и танцы Сербии, Чехии, Белоруссии, Польши, Украины, России. Вместе они составляют чудесный букет из лучших достижений музыкальной культуры XIX и XX веков.
Наш центр хочет сохранить родное наследие, привлечь к нему внимание публики и исполнителей. Потому что великую славянскую культуру забывать нельзя, её обязательно нужно изучать и развивать. Из неё можно черпать всё новые и новые силы, мощные энергии, в том числе целебные, потому что эта музыка настоящая, истинно народная и духовная одновременно. Она несёт чрезвычайно ценную и точную генетическую информацию. В народной музыке звуками закодированы глубочайшие, порой подсознательные, уровни человеческого интеллекта, национальной души и духовного состояния человека. Всю эту информацию, эти сакральные энергии, идущие из глубин тысячелетий, необходимо сохранить и донести до людей. Иначе мы не сможем защитить интересы России и дружественных ей стран, и всех нас вместе сделают лёгкой добычей хищных противников.
 
Т. Вся деятельность «Бояна» под Вашим постоянным руководством вызывает восхищение не только у меня. Его действительно можно считать образцом национального симфонического оркестра малого формата. Но значит ли это, что и другие оркестры должны пойти по пути включения в свой состав народных инструментов. Кроме того, в каждой стране своё понимание национальной культуры.
 
П. Разумеется. Например, в США традиционный джаз воспринимается как часть национальной культуры, ибо само понятие нации у американцев качественно отличное от нашего. То же самое происходит с афроамериканской музыкой в странах Центральной и Южной Америки. До конца XIX века за океаном в концертных залах исполнялась только европейская классическая музыка. Какие-нибудь там маракасы или чаранги можно было услышать только в деревне или на улицах. Нынешние джазовые инструменты использовались сначала в духовых военных и парковых оркестрах. А сейчас негритянские ритмы стали неотъемлемым элементом американской культуры.
Что такое Америка, с национально-культурной, этнографической точки зрения? Это сбор всего и вся. И в этом смысле собственно национальной американской культуры в США не существует. Есть культура эмигрантов из Европы, Азии, Латинской Америки, Африки, сплав которой порождает современную культуру и антикультуру. Поскольку этот сплав оторван от национальных корней и не имеет устойчивых национальных традиций, США становится фабрикой разрушения народных культур.
В использовании джазовых элементов в симфонической палитре нет ничего специфически американского. Это просто разрушение аристократической чистоты и классического жанра. Сегодня в Большом зале консерватории, святом для меня как русского музыканта и дирижёра месте, играют джазовые ансамбли, поют джазовые певицы и, извините за правду, даже проститутки от эстрады выходят на подиум. Теперь это воспринимается некоторыми влиятельными людьми как проявление демократического искусства, как своего рода норма. На самом же деле - это деградация, грубое разрушение народных и классических традиций.
 
 Т. Я согласен с Вашим утверждением, что глобализация по американскому образцу приводит к подмене подлинных ценностей на ложные, а, в конечном счёте, ведёт к деградации. Хотя у белых американцев есть свои великие композиторы, в том числе развивающие европейскую, можно даже сказать, нордическую и арийскую традицию.
 
П. Российская музыкальная культура, европейская по своему происхождению, тоже полна заимствований. Разве центр Киевской Руси не находился на территории нынешней Украины? Разве балалайка и домра не пришли в Россию с Юго-Востока? Евразийские элементы присутствуют в нашей классической культуре и как часть музыкальных источников и как экзотика. Возьмите, например, «Шехеразаду» Римского-Корсакова или «Кавказские эскизы» Ипполитова-Иванова. А «Скифская симфония» Прокофьева - разве это не Восток в чистом виде? Есть, конечно, и карикатурные проявления современной экзотической музыки, вроде ансамбля «Джаз-балалайка». Инструменты там национальные, а играют какую-то пародию, кривляются ради денег и сомнительной известности.
 
Т. Пародии, экзотика и влияния - это всё периферия национальной культуры. Однако, у неё есть ядро, есть некий идеал, как образец чистоты архетипа. Могли бы Вы привести пример такого национального идеала в русской музыке?
 
В нашей музыке есть множество гениальных произведений, каждое из которых по-своему глубоко выражает национальное мировоззрение. Например, знаменитый 2-й концерт для фортепьяно с оркестром Сергея Васильевича Рахманинова, которого я считаю последним великим русским композитором. Чисто по-русски звучат «Увертюра 1812 года» Чайковского и «Снегурочка» Римского-Корсакова. Этот список можно продолжать.
Но если говорить об идеале, так сказать формуле русского духа в музыкальном искусстве, то, по моему убеждению, это ведущая тема из 5-й симфонии П.И. Чайковского. Такого уровня вдохновения, восторга и гениальности в музыке достигали только Бетховен и Вагнер. В 5-й симфонии заложена такая высота и державная мощь, что её лейтмотив я рассматриваю как прообраз гимна будущей Великой России. А каково эпическое величие 3-ей симфонии Рахманинова о судьбах России!
Когда недавно был объявлен всеобщий конкурс на новый национальный гимн, чего только не предлагали: и хор «Славься» Глинки, и «Боже, Царя храни», и «Марш славянки», и даже мелодии известных бардов. Но всё это не подходит для современного гимна. Потому что нельзя формально копировать прошлое, нельзя, как учил Гераклит, дважды войти в одну и ту же реку. Сколько воды с тех пор утекло! Разве можно искать выражение наших нынешних идеологических и духовных задач, например, в «Дубинушке» или «Интернационале»? Возврат к старому пониманию народности и государственности невозможен. Сейчас - другое время, другая держава, иные задачи, и национальный гимн должен быть соответствующим.
Гимн - это не только песня, не только хор, не только славица - это ещё наивысший уровень духовности, интеллектуальности, ёмкая и точная форма выражения состояния души и сущности нации. Так вот, 5-я симфония Чайковского наиболее близка к решению этой сложнейшей задачи. Я не говорю, что это уже готовая музыка гимна, но именно здесь заложена магическая формула, обращённая в будущее России.
Мне довелось создать версию «Maestoso» из Пятой симфонии Чайковского, где она подана как готовый гимн. Эту версию с радостью приняла Международная ноосферная ассамблея мира, что подтверждено документами.
 
 
 
О ФОЛЬКЛОРЕ
 
Т. Анатолий Иванович, я бы хотел расспросить Вас о Вашем понимании фольклора, народной традиции, что такое исконная народная традиция, в музыке в первую очередь, а также поподробнее о народных инструментах. Мы очень интересную беседу записали о баяне, но есть ведь другие инструменты, которые в Вашем оркестре звучат. Каждый из них имеет свою мелодику, свой смысл. Итак, что же такое фольклор и как вы его понимаете.
 
П. Фольклор (от англ. folk-lore - народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нём) - это подлинное народное творчество. Если говорить исторически, то это устное творчество, без записи на ноты, без записи текстов, что передавалось из поколения в поколение, не столетиями даже, а тысячелетиями. Так что это очень важная и ценная часть жизни нации. Более того, в народных традициях заложен генетический код, который, конечно, и меняется, и трансформируется, насилуется соплеменниками или рядом живущими племенами, с их традициями, при помощи завоевания, влияния, воздействия. Как и сейчас, генетический код людей изменяется в сторону ухудшения, в связи с пьянством, с наркотиками, с прочей социальной и психологической атмосферой. И всё же основная часть, фундаментальная база сохраняется. И сохраняется она именно фольклором, потому что в народной песне, в народных интонациях, в народных ритмах закодирована суть того или иного народа.
Фольклор - понятие растяжимое, как и всё остальное, и каждый понимает под фольклором разное. И фольклор, если это иммунитет национальный, то это одно, а если это фарс современный - это противоположное понятие, совсем другое. Вот, например, сегодня во Дворце Съездов собирают толпу людей, одевают их в псевдорусские, псевдонациональные костюмы, и они таким бодрячком поют современные частушки - похабнейшие, которые противоречат всякой логике, всякой истории народа, - и это называют фольклором.
 
Т. Какой век или какую эпоху мы могли бы взять, скажем, за точку отсчёта? Можно ли какой-то период назвать «золотым веком» русского или славянского фольклора? Ведь городской романс XIX века - это тоже своего рода народное творчество….
 
П. Дело в том, что я не специалист по фольклору. Я не этнограф, и мне трудно сходу аргументированно говорить на эту тему. Конечно, считать городской романс фольклором - это не очень корректно, потому что городская песня, хотя и народная, и популярная, - она не есть фольклор. Популярность - это ещё не народность, толпа и масса - это не народ.
Например, слободская песня - городская, из неё родились частушки или песни романсового направления, часто не высокого уровня. Салонные произведения тоже иногда распространялись потом в городских, мещанских кругах, они становились известным романсом, или, так сказать, народной песней. Иногда даже стихи Некрасова использовались, например, «Меж высоких хлебов затерялся», «Коробейники», «Что ты жадно глядишь на дорогу?»
Хотя я считаю, что народ - это не только крестьяне. Народ - это все слои национальной структуры. Это и аристократы, и средние сословия, все трудящиеся, которые, образно говоря, сеют и пашут. И надо сказать, что не все песни, которые создавал народ, становились известными, популярными и долговечными. Долговечным становилось лишь то, что в интересах нации, что сохраняется в памяти народной. Эти традиции: и мотив, и мелодия были заложены давным-давно, ещё до христианства.… Если мы берём древнюю песню, скажем, славянские «Веснянки», они ничего общего с городскими народными песнями не имеют.
 
Т. «Веснянки» - обрядовые, архаичные песни.
 
П. Да, они языческие, потому что «Веснянка» - это очень древний фольклор, ещё дохристианского периода. Они архаичны, ибо несут в себе ту память давних традиций, тот самый генетический код - трудящихся-земледельцев, жизнелюбивых, нравственных людей, которые почитают природу и уважают её законы.
 
Т. Получается, что чистый фольклор связан с природой, с архаикой, со здоровой генетикой и трудовым образом жизни….
 
П. И с нравственностью.… А на основе фольклора могут рождаться и другие, уже производные варианты. Ведь у нас же нет изоляции трудового населения, оно переходит в город, оно переносит с собой часть традиций, оно переносит с собой опыт, знания.
И всё-таки городское и крестьянское население - это разные степени образованности, культуры, обычаи другие. Ведь не случайно, что христианство на Руси насаждалось сверху, а не снизу. Насаждалось огнём и мечом! Почему? Да потому, что между классами были существенные различия. Аристократы считали, что для них это актуально, современно, перспективно, они принимали христианство, в частности православное, которое было ближе и понятнее…. А вместе с тем, правящие классы выступали против собственного народа…
 
Т. Это известный исторический факт. Но ведь и музыка была неодинаковая у разных слоёв русского населения. Скажем, дворяне, посещавшие аристократические салоны, не играли на рожках или балалайках.
 
П. Да, конечно, балалайка - сугубо народный инструмент, но насколько он древний и исконно русский, трудно сказать. Раньше XVII века нет упоминаний о балалайке. Вот гусли были испокон веков и высоко почитались на Руси. Даже была такая поговорка: «На словах - что на гуслях, а на деле - как на балалайке».
Гусли были многострунные, многозвончатые, и они значительно более древний инструмент. Например, раскопки Великого Новгорода открыли звончатые гусли IX века. Они точь-в-точь такие, на каких играют сейчас в моём оркестре. Единственно, там, вместо металлических струн, которые у нас сейчас натянуты, были воловьи жилы. А в принципе, конструкция такая же: гусли сохраняются таковыми, какими были тысячу лет тому назад. А балалайка, как и домбра, инструмент более молодой и восточный.
 
Т. Россия за века своего экстенсивного развития интегрировала многие нерусские культуры, а вместе с ними и новые народные инструменты.
 
П. Воспринимала и развивала. Возьмём ту же балалайку. Старая балалайка прошла ускоренную эволюцию благодаря замыслу Василия Васильевича Андреева. Он создал из этого примитивного народного изобретения - с тремя струнами и с этой «треуголкой» - великолепный концертный инструмент. Сначала он увидел, как его сосед-дворянин играл на балалайке, а потом и сам научился у своего крепостного - Антипа. Василий Васильевич, будучи скрипачом с консерваторским образованием, быстро перехватил приёмы игры на этом инструменте и за короткое время превзошёл в мастерстве обоих предшественников. Потом он задался целью сделать этот инструмент более современным и обратился к петербургским скрипичным мастерам, профессионалам европейского класса, с просьбой изготовить ему балалайку. Те согласились за «царский» гонорар сделать такой инструмент, но тайно, чтобы никто не знал, чтобы не испортить свою репутацию скрипичных мастеров. И они смастерили балалайку инкогнито, вложив свои представления об акустике, о толщине и свойствах деки. Задача была получить такой концертный инструмент, который не был бы заимствован из Европы. И балалайка была создана этими высококлассными мастерами. Она включала все требуемые параметры: породу дерева, толщину деки, длину и толщину струн, общую конструкцию корпуса. В целом получился инструмент уникальный, неповторимый, самобытный.
Когда балалайка-прима увидела свет и Андреев получил признание публики как исполнитель на этом инструменте, он стал создавать родственные балалайки, по аналогии со смычковыми: балалайку-секунда, балалайку-альт, балалайку-бас и балалайку-контрабас. Было произведено целое семейство балалаек, и был создан настоящий балалаечный оркестр.
Впоследствии Андреев добавил туда инструмент по названию домра (без буквы «б» в названии, потому что «домбра» - это казахский инструмент). Слово «домра», согласно словарям, тюркского происхождения, и возможно, в Россию и Украину домра пришла с Востока. Там она тоже была трёхструнная и квартовая. А на Западе ей подобна мандолина. Она примерно такой же конструкции, как и домра, с квинтовым строем по аналогии со скрипкой. Общее и то, что на русской домре и итальянской мандолине играют медиатором, а на грифе металлические лады.
Домру Андреев тоже русифицировал. Он искал в ней эстетику звука, национальную самобытность, и тоже создал целое семейство домр: домру-прима, домру-альт, домру-бас, домру-контрабас. В его «великорусский домрово-балалаечный оркестр», впоследствии были введены и духовые инструменты: свирель, брёлка, рожок - владимирский и смоленский, кугиклы и народные ударные, например, накры, что соответсвует симфоническим литаврам.
Конечно, все эти модернизированные фольклорные инструменты значительно более поздние, чем, скажем, какая-нибудь пан-флейта в Китае….
 
Т. Флейта - это один из самых древних музыкальных инструментов. Например, в Словении недавно нашли её прообраз - дудку возрастом в 40 тысяч лет. Она была изготовлена из кости медведя, с проделанными отверстиями для игры.… Вы можете себе представить, сорок тысяч лет!
 
П. Да, этот древний духовой инструмент у всех народов существует. В давние времена флейта могла быть сделана не только из кости животных, но и просто из тростника или камыша. Из любого другого материала. Сама идея свистка с отверстиями воздуха существовала во многих странах, она имеет разные варианты, разные тембры, разное количество отверстий.
Я ещё раз хочу подчеркнуть, что специально не занимался этнографией, ни исторически, ни практически. Я использовал достижения этнографии в своём плане - следуя главной заповеди Андреева: укреплению и развитию национального самосознания. Мне не важно, было на чём играть, мне важно было: что, зачем, кому и как. И если для этой цели укрепления и развития национального самосознания нужно было задействовать, скажем, смоленский или владимирский рожок, я его вытаскивал или подключал ту же балалайку…
Вот у нас такая пьеса была «Куманёк, побывай у меня» - народная шуточная, весёлая пьеса. Мы использовали в этом «Куманьке» и рожки, и жалейки. Мы также играли русскую плясовую «Барыню», а концертный номер «Барыни» - с ансамблем гусляров «Звончатые гусли». Это был очень хороший, красивый, весёлый и задорный номер. Дальше мы, скажем, играли пьесу под названием «Курский концерт». Это была авторская пьеса профессионального композитора, который специально заложил в «Курский концерт» народные инструменты - владимирские рожки, пастушьи жалейки; и они очень экзотично звучали, с эдаким деревенским духом. Ну и, конечно, балалайка в нашем оркестре была, причём не одна, а несколько.
 
Т. А кто из знаменитостей выступал вместе с вами?
 
П. У нас поначалу были свои оркестровые балалаечники, они же солировали, но у нас бывали концерты и с приглашёнными солистами. С оркестром «Боян» выступал знаменитый во всём мире и ныне здравствующий ещё Михаил Федотович Рожков. Он, так сказать, артист №1 на балалайке; его даже называли «Шаляпин на балалайке», потому что всегда выступал с большим успехом. С нами Рожков записал целый диск, а потом был снят видеофильм с его участием. Вместе с «Бояном» выступал и другой всемирно известный балалаечник - Павел Иванович Нечипоренко. Сначала здесь, в Москве, а потом мы в Японии вместе гастролировали.
Выступали с нашим оркестром и другие известные солисты, в том числе c Украины, из Харькова и Донецка. Мы использовали народные инструменты как элементы фольклора, как элементы национальной традиции, национальной ассоциативности в звуке. Наша задача была играть не экзотично, а настолько хорошо и достойно, чтобы публика имела возможность гордиться удалью наших музыкантов, их мастерством, их неповторимостью, их талантом. Всё вместе это составляло национальный букет, составляло народную традицию, искусство игры на традиционных инструментах. Мы выступали ансамблем с народными инструментами во многих странах Европы, и это была не просто экзотика, а истинная самобытность, чему в частности способствовали наши народные костюмы: вышитые рубашки, яркие деревенские платья.
Мы не использовали, как некоторые другие оригиналы, цирковые номера, типа играющей косы или пилы, но у нас были такие традиционные инструменты, как ложки, трещётки, ксилофон из деревянных палочек. Мы всё это использовали как средство для выражения более высокой народной идеи.
 
Т. Танцы вы использовали на сцене только как дополнительный элемент или у вас были специальные постановки, с привлечением хореографов?
 
П. Специальных танцев, требующих высокого балетного мастерства, у нас не было. А были обычные подтанцовки с простейшими движениями, которые известны в быту. Некоторые танцы я ставил сам, не будучи балетмейстером, а на некоторые танцы приглашал известного балетмейстера народных коллективов Владимира Михайловича Захарова, создателя и руководителя народного ансамбля «Гжель». Он ставил нам несколько номеров, причём участниками этих танцев были непрофессионалы. Они пели, не будучи певцами, и танцевали, не будучи танцорами. Они делали простейшие ритмические движения, которые, как ни странно, очень хорошо принимались публикой. Потому что в этих театральных действах были правда, искренность и - никакой фальши.
Было весело, была атмосфера праздника. И поэтому нашими концертами особенно были довольны иностранцы. Когда они приезжали к нам, мы вовлекали их в эти хороводы, в эти пляски-переплясы. Хорошо было бы в Центре славянской музыки проводить такие танцевальные вечера, чтобы восстановить давнюю традицию народных танцев, утерянную в нынешней России напрочь.
Сейчас так называемые «народные» коллективы танцуют постановочные акробатические танцы, ничего общего с традиционными танцами не имеющие. Всё это лишь стилизуется под народ: эти акробатические, цирковые трюки. А нужно возродить именно вот эти простейшие, но добрейшие, милейшие приёмы народного танца, которые существуют во многих странах. В Советской России они были уничтожены, забыты, преданы забвению, и не культивировались они на протяжении десятилетий. Сейчас американизированная молодёжь перешла на «халдейские» танцы, когда все трясутся, дёргаются и кривляются друг перед другом, как обезьяны, и вместо гармонии и красоты в этих движениях - излом, патология.
 
 
О СКАЗКЕ И МИФЕ В РУССКОЙ МУЗЫКЕ
 
Т. Уважаемый Анатолий Иванович, у Вас есть замечательный диск, который называется «Сказка русской музыки». Поскольку я всю жизнь увлекаюсь мифологией: славянской, древнегреческой, арийской, - мне любопытно было бы узнать Ваше понимание сказки и мифа, поговорить об их месте в музыкальной культуре.
 
П. В русских народных сказках сконцентрировалась народная мудрость. Сказание - это устная летопись. Былины - значит история, то, что пересказывалось вещими старцами молодому поколению. Помимо вымышленных сюжетов, в сказке, в мифе закладывалось глубокое нравственное, воспитательное содержание. Характерная черта русских преданий, особенно волшебных сказок с их глубокой мифологической подоплёкой, в тонком интеллектуализме и добролюбии.
Сказочными сюжетами полна не только классическая литература, но и музыка. Такие композиторы как М. Глинка, М. Мусоргский, Н.Римский-Корсаков, П. Чайковский и др. неоднократно обращались к древним сказочным образам, выстраивая на их основе чудесные симфонические произведения. Собрав музыкальные сочинения этого смыслового ряда, мы записали в 2003 году упомянутый Вами диск.
Первым из знаменитых отечественных композиторов, избравших народный мифологический сюжет, был А. Даргомыжский. Он написал оперу «Русалка».
 
Т. Вы исполняли что-нибудь из этой оперы?
 
Нет, не довелось. Зато в концертной практике оркестра «Боян» почётное место занимает опера М.Глинки «Руслан и Людмила». Тут надо, прежде всего, иметь в виду, что в качестве либретто композитором избран гениальный текст А. С. Пушкина, тонко чувствовавшего и понимавшего народные сюжеты. Общеизвестна история о том, какую роль в судьбе Пушкина сыграла его няня Арина Родионовна. Долгими зимними вечерами в годы его детства она рассказывала будущему поэту народные сказки. Можно сказать, что Пушкин не состоялся бы как поэт, если бы он не впитал в себя глубокое понимание народной души с её трепетным отношением к природе, здравомыслием и юмором, отражённым в живом и сочном языке. Возьмите «Золотой петушок», «Сказку о царе Салтане», «Сказку о рыбаке и рыбке», - все они, несмотря на свою внешнюю простоту, содержат удивительную красоту и мудрость.
Особую эстетическую и идейную программу содержит сюжет «Руслана и Людмилы», где умный и сильный богатырь борется со злым чародеем во имя любви к прекрасной девице. Глинка, прошедший классическую школу европейской музыки, учившийся в Германии, Италии, Испании, ставил своей главной задачей формирование русской оперы, которая выражала бы национальный дух и решала национальные задачи. Он один из первых в России использовал народные мелодии в симфонических произведениях.
Ключевую роль в сюжете «Руслана и Людмилы» играет Боян, исполняющий арию под аккомпанемент гуслей. Он - волхв, кудесник, мыслитель и желанный гость не только самого князя, но всех добрых людей. В пересказанных Бояном былинах содержалась священная история народа и его героев, где правда и вымысел сливались в единый художественный сюжет.
 
«Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити,
то растекашется мысью по древу,
сизым орлом под облакы,
серым волком по земли».
 
Это строки из «Слова о полку Игореве», автор которого сравнивает себя с Бояном, певцом-сказителем, хранившим и передававшим народную мудрость в форме былин. Исторический Боян был носителем права изрекать вещую песнь, а для Пушкина - прообразом Поэта, чья высокая миссия состоит в просвещении людей. На сцене в опере «Руслан и Людмила» Боян - такой же глубокомысленный символ.
 
Т. Для оркестра «Боян», носящего имя легендарного сказителя былин - он не менее важный образ. Недаром Вы так часто его упоминаете.
 
Разумеется. А знаете ли Вы о том, что один из самых древних русских текстов, написанных славянской руницей чуть ли ни к IV веку нашей эры, называется «Боянов гимн»? Существует также предание о том, что Бояном был митрополит Киевской Руси Иларион, автор известного «Слова о законе и благодати». Этот отпрыск княжеского рода бежал из Киева и принял постриг в Печорском монастыре под духовным именем Никон.
Я аранжировал по-своему изначальную версию песни Бояна-тенора: получился концертный номер для баса с оркестром. Тем самым достигается эффект большей драматургической выразительности.
Боян олицетворяет собой силу и мощь славянского духа, так необходимого для нашего возрождения. Однако в наше время уже не сохранилось живой преемственности между народными сказителями-гуслярами. Они канули в вечность ещё в христианские времена, когда музыкантов преследовали за их «греховное» занятие, а народные инструменты сжигали на кострах инквизиции. В XIX - ХХ веках любители фольклора из аристократии и музыкальная интеллигенция принялись собирать остатки живой традиции, которая чудом сохранилась в памяти народа. Но это уже была в значительной степени изменённая песня, где наряду с исконными образами богатырей соседствовали христианские святые.
Казалось бы, Боян с его гуслями уже никогда не вернётся к своим сородичам. Но невозможное стало возможным, благодаря любви русских людей к своим родным истокам. В Новгороде, славящемся своим уважением к старине, нашёлся подвижник и умелец Владимир Поветкин, реконструировавший настоящие гусли VIII-Х веков.
Или другой пример подвижника. В Москве, где в царские времена была сильна церковная власть, а в советскую эпоху - КПСС с её идеологией интернационализма вдруг, вопреки всему, появился энтузиаст Геннадий Иванович Лавров, своей внешностью и голосом чем-то похожий на былинного Садко. Он посвятил всю свою зрелую жизнь восстановлению и пропаганде образа гусляра-сказителя северного типа. И хотя кому-то это показалось чудачеством, нашлись люди, которые поняли смысл духовного подвига Лаврова.
 
Т. Я хорошо знаком с Геннадием Ивановичем с конца 1980-х годов, когда был завсегдатаем музыкальной секции Московского отделения ВООПИиК. Он исполнял там свои былины, а потом я помог организовать ему два концерта, сделал любительскую видеозапись и аудио-кассету.
 
П. Лавров неоднократно приходил и к нам. Мы, как могли, поддержали этого увлечённого гусляра-любителя, русского патриота. Как профессиональный музыкант я проконсультировал его по репертуару, инструменту, народной одежде. Общим недостатком таких подвижников-реставраторов, по моему мнению, является их этнографическая музейность, хотя в определённых условиях, например, на театрализованных народных праздниках, она воспринимается органично. Опыт реконструкции языческих, дохристианских древностей я признаю необходимым и плодотворным, но само это прошлое, старое языческое мировоззрение уже не вернуть.
 
Т. Язычество - это сама жизнь, торжество силы и красоты. Когда я слушаю «Руслана и Людмилу», я слышу эту силу, красоту, мощь, полёт художественной фантазии. Там нет декларативных признаний типа: «Я люблю тебя, Россия». Там есть гармоничное великолепие, роскошь богатырской Руси. Не кажется ли вам, что такие композиторы, как Глинка, чувствовали своей глубинной интуицией эту языческую красоту и силу, и непроизвольно тянулись к ней.
 
П. Я не думаю, что Глинка был язычником. Он был православным христианином, но как художник понимал древность. Глинка не ставил своей задачей демонстрировать в музыке превосходство языческой эстетики и религии. Хотя его музыка, действительно, выражает жизнерадостность, удаль, героизм, самоотверженность. И честность, и благородство - это свойства, которые были присущи нашим предкам, независимо от религиозной сферы. Они свойственны русской и славянской культуре как таковой. Религия и идеология меняют формы, в зависимости от времени, однако сущность народного характера, заложенная в генетическом корне, остаётся. Это служение добру, правде, родной земле.
 
Т. Добро и правда - это святое. Однако, есть ведь и другие стимулы для творчества. Например, Вы даёте в своей коллекции «Марш Черномора» того же Глинки. Он тоже служил Добру?
 
П. Мы даём Черномора, потому что он интересен с художественной точки зрения. Мы не славим его как эпического героя, а рассматриваем как причудливый образ сказочного мира. Черномор - это Морской Царь, русский Нептун, у которого в руках подводная власть. Это сила магическая, волшебная, нечеловеческая. Она привлекательна и красива, но холодна, ибо в ней нет нравственности, человечности.
 
Т. Красота мира - по природе своей не человеческая… Морская буря, например, по-своему прекрасна….
 
П. Человек привносит понятие духовности в мир. Для него красота - нравственная категория. Такую преображённую, одухотворённую красоту мы видим в «Снегурочке». Изначально это была сказка Островского, очень популярная, а потом на её текст Чайковский написал музыку для спектакля, а Римский-Корсаков - свою знаменитую оперу. Для Чайковского народная сказка и древняя Русь были лишь средством для выражения красоты, так сказать, экзотикой, как его вальсирующие цветы или акробатический, шутейный танец скоморохов, а Римский-Корсаков поставил в «Снегурочке» более серьёзную мировоззренческую задачу. Через древние мифы языческого времени, которое символизирует царство Берендея, он выражает свою философию природы и древне-русской традиции.
 
Т. Это Вы очень метко заметили. Почитаемый мной Лосев, посвятивший «Снегурочке» один из своих проникновенных очерков, назвал это истинно народное мировоззрение Римского-Корсакова «музыкальным ощущением любви и природы». Оно воспевает красоту вечной молодости, торжествующей весны, и чает преображения холодного хаоса с помощью солнечной гармонии.
 
П. В опере Римского-Корсакова и в музыке Чайковского заложены несколько тем: помимо самой Снегурочки, там есть ещё образ её матери - Весны. Мать-Весна, которая летит по ветру, легко, с крыльями, как у птицы. В это время начинает таять снег и слышно журчанье ручьёв. Эта тема есть уже в увертюре. Кроме того, в опере есть чисто языческие образы Деда-Мороза и Ярилы-Солнца. В музыке использованы не только народные песни, но и былинные, эпические мотивы. Очевидно, что Римский-Корсаков использовал этнографические источники при написании своего сочинения. Он собирал русские песни, обрабатывал их и включал в свои композиции. Это пример истинно патриотического подхода к музыке. Кроме того, Римский-Корсаков был активным членом знаменитой «Могучей кучки», национального союза композиторов, идеологом которой был великий Стасов.
 
Т. Владимир Васильевич Стасов скорее был одним из покровителей, ведь он подключился к работе музыкального кружка позже других.
 
П. Да, разумеется. Создателем и руководителем «Могучей кучки» был Балакирев. Туда, помимо него и Римского-Корсакова, с начала основания входили Бородин, Мусоргский, Кюи, а потом подключились другие композиторы. Однако именно Стасов дал этому славному патриотическому кружку имя, вошедшее в историю; он же развил в своих публикациях творческие принципы «Могучей кучки». Необыкновенно трудолюбивый и деятельный, Владимир Васильевич был одним из первых, кто приступил к систематическому изучению наследия Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Серова. Он был выдающимся энциклопедистом, мощным генератором идей, покровителем и наставником музыкальной элиты своей эпохи.
Стасов - образец национального идеолога. Изданы его научные труды, его переписка с современниками, и всё это надо внимательно изучать. Мы сегодня нуждаемся в личности такого масштаба, в таком ярком, образованном и преданном России деятеле культуры. Чтобы он был одновременно и философом, и идеологом, и критиком, то есть настоящим лидером, который всё понимает, всё знает, и может аргументировано объяснить, чтобы повести за собой других.
 
Т. Стасов, при всех его выдающихся достижениях, не был композитором. Он не писал симфоническую музыку, как это делали основатели «Могучей кучки».
 
П. Да, его роль, как я только что объяснил, была иная. Совмещать научные исследования и композиторское мастерство удавалось немногим, например, тому же, Римскому-Корсакову или Бородину. У Римского-Корсакова был академический мозг, музыкальный талант и воля к организованности, творческой дисциплине. Знаете ли Вы, что именно благодаря Римскому-Корсакову мы имеем симфонические обработки Мусоргского. Гениальный от природы Мусоргский сочинял музыку по наитию, он не был таким профессионалом, как Римский-Корсаков. Этот же был образованным теоретиком, хотя начинал свою карьеру с кадетского корпуса и служил морским офицером. Бывший моряк поднял нашу классику на мировой уровень. Неспроста имя Римского-Корсакова носит консерватория в Санкт-Петербурге.
 
Т. Кроме того, именно у Римского-Корсакова наиболее разработана в музыке русская мифология и славянская древность в целом. Помимо «Снегурочки», это опера «Садко» по мотивам новгородской былины, опера с балетным сопровождением «Млада», театральная постановка «Кощей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже», романтические сказки и многое другое.
 
П. Совершенно верно. Причём многие из его гениальных произведений основательно задвинуты и забыты. Возьмите, например, волшебную оперу-балет «Млада». Первое её исполнение состоялось в Мариинском театре в 1892 году. Публикой оригинальное творение Римского-Корсакова было принято тепло, а критикой - холодно и насторожённо. В результате «Млада» при жизни автора более не ставилась, да и потом её не баловали вниманием. Почему? В чём причина того, что это выдающееся сочинение Римского-Корсакова редко даже упоминается в истории отечественной музыки?
 Либретто для «Млады» написано неким В.А. Крыловым (не путать с баснописцем Иваном Андреевичем). Действие происходит в ранние средние века в междуречье Лабы и Одры, где сейчас на карте Восточная Германия. Герои - свободолюбивые и воинственные полабские славяне, жившие в северной и центральной Европе с незапамятных времён. Отсюда имена персонажей - Млада, Мстивой, Воислава. А какие там места действия, обратите внимание: гора Триглав, долина под Ретрою, храм Радегаста.
Это же, подлинный триумф древней славянской стихии! Купальские хороводы и гадания. Тревожная мистика духов и призраков. Будоражащая, уносящая в неземные миры ночь на священной горе Триглав. Наконец, леденящее душу грешников заклинание Чернобога. И всё это «Млада» кудесника и мага Римского-Корсакова, где звучат суровые и мощные хоры, торжественный оркестр с усиленным составом духовых, неожиданные тембры и художественные решения. Вы слышали эту оперу?
 
Т. К своему стыду, нет. Я знаком только с музыкальной сюитой «Ночь над Триглавом» в исполнении Московского симфонического оркестра под управлением Игоря Головчина. Это, действительно, магическое сочинение. И что закономерно: когда я был в Словении, на территории которой находится священная гора Триглав, изображённая в гербе этой страны, то оказалось, что о произведении Римского-Корсакова, воспевающем их национальный символ, не знают даже музыковеды.
 
П. Русский человек обязан знать Римского-Корсакова. Языческие мотивы в его творчестве не должны быть помехой для театральных постановок, ведь он всё равно был православным. Если часто исполняют «Воскресную увертюру» (Светлый праздник) Римского-Корсакова, почему бы теперь не прислушаться к этнографическим опытам нашего классика. Если по всему миру исполняют германофила Вагнера, даже в Израиле, почему бы нам не поставить на сцене в России славянофила Римского-Корсакова. А то, как только услышат слово «язычество», шарахаются в сторону, начинают обвинять в антихристианстве или антисемитизме. Это неправильно и несправедливо. Вагнер обращается к художественным принципам арийской культуры, к древнегерманской мифологии, романтизирует красоту природы и силу сказочных героев.
 
Т. Кого-то вдохновляет гора Сион, а кого-то гора Триглав. Зачем ставить мистическую «Младу», когда детям понятнее «Золотой петушок»?
 
П. Если бы у меня были соответствующие возможности, и был заказ, я смог бы поставить не только «Младу» или «Ночь над Триглавом», но много что ещё. Однако я не занимаюсь оперным репертуаром, театральными постановками. Я - дирижёр концертного оркестра весьма ограниченных возможностей. Гораздо больше средств имеется для подобных проектов у штатных Государственных оркестров, одним из которых управлял Светланов, другими теперь - Федосеев и Плетнёв. Мне мой «Боян» приходится поддерживать в профессиональной форме с большим трудом: из года в год, кроха за крохой я приобретаю что-то из инструментов, но у меня нет своего театра. Я могу включить понравившийся мне фрагмент из сюиты Чайковского «Снегурочка» в концерт или в студийную запись, но представить публике весь балет не в силах.
               
Т. Ну вот, на одной вершине мы уже побывали. Теперь давайте перенесёмся вместе с Мусоргским на «Лысую гору».
 
П. Мы с Вами не ведьмы, чтобы перелетать с горы на гору, к тому же у Мусоргского, помимо «Ночи на лысой горе», в упомянутом Вами цикле есть «Богатырские ворота». Это тоже древнее по духу, но весьма торжественное и возвышенное произведение с православными хорами и колокольным звоном.
Фортепьянный цикл «Картинки с выставки» пользуется большой популярностью у музыкантов всего мира. История его написания такова. Мусоргский, посетив выставку архитектора-художника Гартмана, где были представлены его картины и рисунки, решил написать свои музыкальные впечатления. Получились миниатюры: «Гномы», «Старый замок», «Балет птенцов», «Бедный и богатый еврей», «Богатырские ворота». Все миниатюры вместе связывала тема прогулки - от картины к картине, и от пьесы к пьесе. Отдельные миниатюры из «Картинок с выставки» я исполнял, ещё будучи баянистом.
После того, когда французский композитор Равель и русский Горчаков переложили сочинение Мусоргского для симфонического оркестра, оно обрело вторую жизнь, появились совершенно новые краски, интонации.
 
Т. Вы сейчас имеете в виду аранжировку Равеля или нашего Римского-Корсакова?
 
П. Римский-Корсаков обработал только одну часть, которая в его симфоническом варианте называется «Иванова Ночь на Лысой горе» (1886 - ред.), а Равель оркестровал «Картинки с выставки» значительно позже (1922 - ред.), уже под влиянием Стравинского, эмигрировавшего сначала во Францию, а потом в США. Оба они вдохновлялись музыкальными энергиями Мусоргского, но каждый вкладывал в композицию свой собственный смысл. Симфоническая фантазия Римского-Корсакова - это самостоятельное, виртуозное и крупное сочинение, оно исполняется независимо от «Картинок с выставки».
Что именно представлял себе Мусоргский при написании «Ночи на Лысой горе», я не знаю. Лично для меня это столкновение двух сил: ведьм, летящих на шабаш, и казаков, стремящихся предотвратить их сатанинское гульбище. Казаки, уверенные в своей победе, несутся во весь опор с шашками наголо на эту гору, и начинается завораживающая борьба между ними, но тут кричат первые петухи, и ведьмы, проиграв сражение, расползаются кто куда, как в «Вие» у Гоголя. Появляется солнце, равнодушная природа освещает землю и эту Лысую гору. Оно даёт знать ведьмам, что их время кончилось.
Моя личная задача как дирижёра «Бояна» состояла в том, чтобы приспособить сочинение Мусоргского, аранжированное для большого симфонического оркестра с мощной «медью», к моему небольшому оркестру. К уже имеющейся партитуре я добавил свои взгляды, свои возможности, арсенал моего оркестра, чего не было у Римского-Корсакова. Например, в моей версии присутствуют такие инструменты, как синтезатор, ксилофон, виброфон, колокольчики и даже там-там. Гусли хроматические изображают «чертовщину» с помощью особого технического приёма на таком мощном, истеричном звуке. В симфоническом оркестре нет гуслей, а похожая на них арфа не может сыграть хроматический ряд даже в «глиссандо». Наши гусли имеют диапазон в четыре октавы, это своего рода лежащая арфа. Кроме того, в моей партитуре есть незаметное для неспециалиста изменение в нотах, в пропорции, которое меняет характер отдельного фрагмента. Умелое, тактичное использование арсенала привело к рождению качественно нового варианта, более динамичного, более концертного и красочного. Эту работу высоко оценили специалисты, аранжировщики и музыковеды.
 
Т. Современная трактовка «Ночи на Лысой горе» должна также учитывать, что ведьмы XIX века - это демонизированные существа из христианских сказок. В языческую эпоху матриархата, длившуюся тысячелетия, особо одарённые женщины были волхвинями и знахарками. Это уже церковь в средние века, во времена инквизиции, устроила массовую «охоту на ведьм», в результате которой были сожжены на кострах десятки тысяч ведьм и еретиков. И священная ночь на Купалу ничего общего с «шабашом нечистой силы» не имеет.
 
П. Всё зависит от точки зрения, с которой оценивать то или иное событие. Для народников праздник Ивана Купалы - древний обряд любви и молодости, а для христиан - пережиток язычества, который они понимают, как безнравственную свободу.
И если мы теперь рассмотрим заключительный сюжет из «Картинок» Мусоргского, их финал - «Богатырские ворота», то увидим, что это настоящий апофеоз Православия. В оригинале, на картине художника Гартмана, изображена Триумфальная арка, которая посвящалась победе русской армии над Наполеоном в 1812 году. В этом проекте были элементы собора, православные кресты. И вот это грандиозное сооружение Мусоргский изобразил с помощью звуков. Для него это апофеоз не только музыкального цикла, но самой победы России над якобы непобедимой европейской армией. Триумфальная арка Мусоргского, с мощными аккордами, церковными колоколами и хоралами, выражала силу русской духовности, национальную гордость, превосходство нашего оружия и воинов. Вот почему «Богатырские ворота» имеют такой возвышенный, торжественный характер.
Кстати, в моей версии церковные хоралы исполняет настоящий православный хор. Эта версия исполнялась на юбилее в Киеве, о котором я Вам уже рассказывал. Она записана на диске «Русский концерт», а видеосюжет с исполнением включён в документальный фильм, созданный «Кинохроникой СССР» в связи с десятилетием «Бояна», который называется «Заветная стезя».
 
Т. Любопытно было бы посмотреть этот фильм и сделать для себя копию. А пока продолжаем нашу тему о мифе и сказке в русской музыке. Какие ещё из записей этого цикла Вы желаете прокомментировать?
 
П. Там есть «Волшебное озеро» и «Кикимора» Анатолия Константиновича Лядова. Это музыкальный живописец высшего порядка, как среди художников-пейзажистов Куинджи. Он больше, чем импрессионист. С точки зрения воздействия на душу человека, на его интеллект, музыкальная пьеса Лядова «Волшебное озеро» имеет философское и нравственное значение.
 
Т. Как Вы знаете, наши предки обожествляли источники воды, как язычники, так и христиане. Они селились у верховьев рек, у озёр, и почитали водную стихию как священную. Ведь вода - это жизнь. Реки и озёра имели не только имена, но и души, к ним обращались, как к божествам. Помните плач Ярославны в «Слове о полку Игореве», где она посылает свои молитвы Днепру и Дунаю? Это сейчас в школе учат, что вода - химическая формула H2О, а западная реклама день и ночь навязывает всякие там Кока-колы и Пепси-колы с искусственными добавками. А спроси у школьников, что такое Живая Вода, и они не смогут ответить. Вода, как и кровь, имеет память. Её заговаривают словом, освящают огнём и крестом, очищают серебром и звуком.
 
П. Вода, как мы сами убедились во время специальных опытов, которые проводила научная медицинская лаборатория при Министерстве здравоохранения с участием оркестра «Боян», по-разному реагирует даже на различные музыкальные произведения. Однако я вкладываю в программу «Волшебного озера» иной смысл. Для меня это - сказка о заколдованной Царевне-Лебедь. Чтобы преодолеть злые чары, она вынуждена скрываться от внешних взглядов, и поэтому люди могут увидеть её только в образе белоснежной птицы на заброшенном лесном озере, в глуши девственной природы, где она обитает. Музыка Лядова представляет это магическое озеро, сначала она звучит нежно, как воздух. Тонкие переливы красок изображают переливы волн и солнечных лучей, которые проникают в воду. И вот тогда выплывает Царевна-Лебедь. Убедившись, что вокруг никого нет, она чудесным образом превращается в принцессу невиданной красоты. В этот момент звучит сладостная гармония звуков как символ духовного перевоплощения и преображения тела. Божественная музыка.
 
Т. «Кикимора» у Лядова имеет более приземлённый и капризный характер.
 
П. Сюжет «Кикиморы» композитор взял из сказок Сахарова. В одной из них описывается одноимённое существо с чудесными свойствами. Оно такое малюсенькое, тонюсенькое, спит в хрустальной колыбельке, а колыбельные песни ей поёт кот Баюн. Пока она росла, так сказать, созревала, то пряла кудельку шёлковую. В музыке есть эпизод, живописно изображающий с помощью флейт, как крутится веретено этой волшебной пряхи. Но после того, когда Кикимора выросла, она превращается в злой дух, ненавидящий мир людской. Она начала на всех шипеть и свистеть. Злобу Кикиморы оркестр изображает особым ритмом и темпом. Музыкальные критики это сразу отметили, что нам удалось передать капризный и злобный характер сказочного персонажа.
 
Т. Исследователи славянской мифологии отмечают, что в образе Кикиморы, значительно искажённом поздними наслоениями, сохранились элементы древней богини Макоши. Она была пряхой-волшебницей.
 
П. У Лядова, помимо «Кикиморы», есть и другие мифологические персонажи. Есть отдельное сочинение «Баба-Яга», где он тоже проявил себя как тонкий мастер художественного звука, как автор сложных и красивых композиций. Однако «Бабу-Ягу» Лядова мы не исполняли.
 
Т. Ваш замечательный диск завершается подборкой из сочинений композитора Чачина: «Омут», «Леший», «Русалка» и «Утро». Расскажите, пожалуйста, об этом авторе.
П. Я хорошо был знаком с ним лично. Владислав Владимирович Чачин - ставропольского происхождения, так сказать, кубанский казак. В последние годы он, уже весьма преклонного возраста, проживал в Москве. Умер Владислав Владимирович весной 2004 года в Ставрополе, когда ездил проведать свою мать. Чачин - личность весьма одарённая, с хорошим слухом и большим музыкальным опытом. В Питерской консерватории он учился композиции, получил специальность дирижёра. Потом там работал в оперной студии, был руководителем симфонических коллективов в Барнауле, одно время даже дирижировал джазовым оркестром Утёсова. Был главным дирижёром оперы в столице Чувашии. В своём родном Ставрополье он создал собственный оркестр «Гармония».
Владислав Чачин - автор ряда крупных музыкальных сочинений, среди которых есть симфонии, кантаты, оратории. Есть у него также романсы, небольшие пьесы, оркестровые миниатюры, для народного оркестра и для джазового. В общем, Чачин - многоопытный дирижёр, плодовитый автор и аранжировщик.
По духу он - русский художник, можно даже сказать православный язычник. Когда «Бояну» исполнилось десять лет, Чачин посвятил нам свою сюиту по мотивам народных сказок, куда вошли перечисленные Вами сочинения. При изображении мифологических образов он деликатно использовал джазовые приёмы и электронные инструменты. Хотя и общий фон, и персонажи в сюите - чисто славянские. Его «Утро» перекликается с фольклорной темой «Кулик мой», крестьянской веснянки. Автор представляет себе рассвет в лесу, где бродит Леший и где в тихом омуте водятся Русалки. Это всё Ваше любимое язычество.
 
Т. В музыке Чачина язычество романтизировано, как у поэтов XIX века. Русалки, изображённые в стихах Жуковского, Пушкина, Лермонтова - это не древние Берегини-Рожаницы и не Духи Природы, а прелестные обнажённые девы, «чудо морское с зелёным хвостом». Они живут в реках, омутах и озёрах, плещутся в волнах, заманивая к себе проходящих мимо юношей.
П. А какое язычество тогда близко лично Вам?
 
Т. Под термином язычество я понимаю высоко духовное, родовое, пантеистическое мироощущение и народничество. Но поскольку главный герой нашей беседы Вы, а не я, то, позвольте мне в заключение назвать дополнительно некоторые из моих любимых музыкальных сочинений, что не были упомянуты нами сегодня, хотя заслуживают внимания, с точки зрения избранной темы. Из произведений русских классиков, это «Времена года» Чайковского и Глазунова. Это также «Весна Священная» и «Жар-Птица» Стравинского. У Римского-Корсакова в прелюдии-кантате «Из Гомера» есть очаровательный гимн Утренней Заре, а у Прокофьева - чудесный «Белый лебедь». Из западных авторов я особо выделяю «Альпийскую симфонию» Рихарда Штрауса и «Планеты» Густава Холста, хотя можно назвать и многое другие.
 
П. Ну, знаете ли, в мировой музыке столько сочинений о природе, на мифологические и античные темы, что всего и не прослушаешь. Я сходу могу добавить к Вашему замечательному списку «Сказки венского леса» Штрауса, «Шествие гномов» Грига, «Гуцульскую фантазию» Чайкина. Это только из репертуара нашего оркестра. У Танеева есть «Храм Аполлона», очень красивая вещь на античную тему, а у того же Стравинского, которого я считаю модернистом, помимо упомянутых Вами вещей, есть балет «Орфей». Языческие сюжеты есть у Респиги, Чюрлениса, Хачатуряна.… Да разве всех перечислишь!
 
Т. Согласен. Тема природы, мифа, сказки и языческой древности неисчерпаема, как сам окружающий нас мир. Но ведь мы не последние, кто углубился в эту тему.
 
П. Да, сказка - она, как музыка, - особое состояние души. Это добрая вера, искренность, мечты и иллюзии. Русская сказка - чаяние справедливости, победы мудрости над глупостью, добра над злом, в чём и состоит её нравственная ценность. Недаром говорится: «В сказке ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
 
Впервые опубликовано в книге П.В. Тулаева
«Русский концерт Анатолия Полетаева», Москва, «Слава!», 2006
 
 
ИЗБРАННЫЕ ВИДЕОРОЛИКИ
 
«СЛАВИЯ – ИМПЕРИЯ БЕЛЫХ
СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ?»

Павел Тулаев беседует
с Максимом Калашниковым
о панславизме
http://video.yandex.ru/
users/neuromir-itv/view/9/
 
«ПРИОРИТЕТЫ И
КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СЛАВЯНСКОГО ДВИЖЕНИЯ»

Доклад П.В.Тулаева
на пленарном заседании
конференции в Беларуси
(Минск, 5.02.2010).
http://rutube.ru/tracks/3008009.html
Полный текст выступления:
http://www.ateney.ru/bel/b014.htm
 
«СЛАВЯНСТВО – ЭТО
ФОРМА НАШЕЙ ЖИЗНИ»

Интервью с П.В.Тулаевым
на славянской конференции в
Беларуси, февраль 2010 года:
http://rutube.ru/tracks/2977807.html
 
Далее.......>>>
 
 

 
Венелин Ю. И.
Истоки Руси
и Славянства.

 
Составитель, автор предисловия и комментариев Тулаев П.В. Ответственный редактор О.А.Платонов. – Москва, Институт русской цивилизации, 2011. – 864 стр.
 
 
 
РОДНЫМ БОГИНЯМ И БЕРЕГИНЯМ
Второе дополненное издание
 
Вышло в свет второе дополненное издание книги Павла Владимировича Тулаева РОДНЫЕ БОГИНИ И БЕРЕГИНИ (Москва, «Библиотека АТЕНЕЯ», 2009). В основу текста лёг его доклад, сделанный на Школе Родной Веры в Киеве, и опубликованный в журнале «СВАРОГ» №19-20 на украинском языке. На презентации 30 января 2009 года в Доме культуры на Петровских линиях в Москве известный ученый представил первое русское издание брошюры, подчеркнув органичную взаимосвязь женского и мужского начал в вечном сотворении мира.  После ответов на вопросы слушателями было высказано пожелание дополнить следующее публикацию статьями о славянских богинях Живе и Макоши, что и было сделано.  Цена книги: 120 рублей.
 
 
 
Джордж Клейсон.
Самый богатый человек
в Вавилоне
Москва, «Слава!»,
128 страниц.
Иллюстрации Андрея
Гусельникова и
Максимилиана Преснякова.
 
 
 
 
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПРАВОГО
ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ
И ЕВРОПЕ
 
Первый полноцветный выпуск русского международного журнала  «Атеней» издан как сдвоенный выпуск №9 и № 10 (объём 232 страницы). Он обобщает события и интеллектуальные поиски последних лет, представляя собой новейший путеводитель Правого движения в России и Европе. Издание содержит 159 больших и малых статей на русском языке, из них 38 переводов, в том числе: с немецкого, французского, английского, болгарского, украинского, испанского, итальянского, польского, фламанского. В сдвоенном выпуске опубликовано 126 рецензий и аннотаций на книги, журналы, компакт-диски, сайты, включая музыкальные коллекции. В журнале воспроизведено 337 цветных иллюстраций, из них 122 – фотодокумента участников движения, а также 21 репродукция картин современного художника Андрея Клименко.
 
 
 
Родные Боги в творчестве славянских художников. Художественный альбом и энциклопедия. Составление и комментарии: П.В. Тулаев. Словарные статьи: Г.С. Лозко, П.В. Тулаев. - Москва, «Слава!», 2008. - С. 240 с., цветные илл.
 
 
 
Тулаев П. В.
Афина и Атенеи.
Москва: Атеней, 2006.
80 с.
 
 
 
 
Тулаев П.В. Русский концерт Полетаева. Беседы о музыке и культуре, М. «Слава!», 2008 + DVD с видео-концертом и музыкальной подборкой
из 24 аудиозаписей.
 
 
 
«Атеней» №8.  Специальный выпуск с материалами и документами международной конференции БУДУЩЕЕ БЕЛОГО МИРА (176 стр.
с цветным вкладышем).
 

 

Франко Франсиско. Масонство. Пер. с испанского. Москва, «Слава!», 2008.
 
 
 
Фай Гийом. За что мы сражаемся. Идеологический словарь. М. «Слава!», 2007,
 
 
 
 
Павел Тулаев
Спор о «Сокровищах Ретры»
Приложение к журналу «Атеней», Москва, 2007
 
 
 
«Слава!» №5, Вестник Родового Славянского Веча. М., 2008
 
 

ИЗДАНИЯ КРУГА «АТЕНЕЙ»

Предлагаем Вашему вниманию новые печатные и электронные издания. В электронном каталоге представлены наши книги, журналы, компакт-диски и видеофильмы.
© Pavel V. Tulaev