Архив
публикаций
в PDF
Навигатор
по сайту
Биография Труды Интервью Творчество Путешествия Сотрудничество Отклики
НОВОСТИ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ
 
НА ВСЕМИРНОМ
КОНГРЕССЕ
ЭТНИЧЕСКИХ
РЕЛИГИЙ В ИТАЛИИ
 
С 25 по 29 августа 2010 года в городе Болонья (Италия) состоялся Х Всемирный Конгресс Этнических Религий (WCER). Мы были приглашены для участия от имени России. Павел Владимирович Тулаев представил доклад «Родные Боги в творчестве русских художников» на английском языке, который дополнила выставка печатных репродукций по этой же теме. Ниже публикуем фрагмент из нашего путевого дневника «С Богами по Европе» в четырех частях.
 
Далее.......>>>
 
 
 
ГИМНЫ БОГАМ
 
17 апреля 2010 года cостоялся творческий вечер Павла Владимировича Тулаева. Он проходил в ДОМЕ СОЛНЦА, что расположен в центре павильона «Москва» (№ 70) во Всероссийском выставочном центре (прежнее название ВДНХ). Вечер открыла Надежда Иванова, сотрудница журнала «АТЕНЕЙ», которая представила творчество П.В. Тулаева. Она обратила внимание на то, что его талант – многогранный, а труды широко известного автора и издателя – весьма многообразны, как по темам, так и по жанру. Тем более ценно то, что впервые организован его поэтический вечер. По такому случаю специально выпущена в свет мини тиражом брошюра «Гимны Богам».
 
Далее.......>>>
 
 
 ИНТЕРНЕТ-
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
«ХРОНОС»О
СЛАВЯНАХ
 
В ходе подготовки X Всеславянского съезда значительно активизировал свою работу Славянский комитет России, который возглавляет наш давний коллега Николай Иванович Кикешев. На рабочих заседаниях комитета мы познакомились с новыми единомышленниками и их проектами. «Славянство. Форум славянских культур» - так называется новый сайт, расположенный на домене http://www.sklaviny.ru/. Проект с этим названием действует вот уже около двух лет на страницах портала ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ на доменах: http://www.hrono.ru/ и http://www.hrono.info/. Здесь собрана фундаментальные сведения по истории славян: описание событий, биографии выдающихся деятелей, хронологические таблицы и пр. Оперативную информационную работу, в частности по освещению предстоящих празднеств, посвященных Дню славянской письменности и культуры, планируется развертывать вокруг нового сайта. Строительные работы идут вовсю. Если вы желаете присоединиться, присылайте свои сообщения о славянских делах Вячеславу Борисовичу Румянцеву по адресу: .
 
 
 
Минск, 4-7 февраля 2010 года
 
Одним из главных центров международного славянского движения в последние годы стала Беларусь, где по-прежнему сильны устои социализма с ярко выраженной национальной окраской. Ежегодно в столице братской республики проводятся научные конференции, творческие встречи, торгово-промышленные ярмарки, народные праздники, сближающие людей на основе взаимного интереса и вековой дружбы.
 
Далее.......>>>
 
 
 
ПАМЯТИ АДМИРАЛА КОЛЧАКА
 
3 декабря 2009 года в Государственной Думе России по инициативе Игоря Викторовича Дьякова в рамках отдела пропаганды ЛДПР состоялся «круглый стол», посвященный памяти адмирала А.В.Колчака. После приветствия главы партии и организатора конференции слово для первого доклада было предоставлено историку и издателю журнала «Атеней» Тулаеву Павлу Владимировичу. Ниже публикуется текст его выступления:
 
 

Конференция национально-патриотического
СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА
 
12 мая 2009 года в актовом зале движения «СОЮЗ» на Большом Харитоньевском переулке в Москве состоялась очередная конференция национально-патриотического Союза Русского Народа (СРН), организационный штаб которого возглавляет А. Т. Ветров. Главной задачей конференции было обсуждение и принятие проекта стратегической программы СРН, подготовленного и представленного Е.Ф. Морозовым. Этой теме была посвящена первая половина рабочего дня. В результате проект был принят в основе с учётом существенных дополнений и пожеланий со стороны участников встречи для  его дальнейшей публикации и распространения на следующем съезде СРН. Во второй половине дня было несколько тематических выступлений, в том числе:  П.В. Тулаева, Е.Ф. Морозова, С.А. Шатохина, В.В. Селиванова и других. Ниже публикуем полный текст доклада ведущего конференции П.В. Тулаева  «РУССКОЕ ДВИЖЕНИЕ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА».
 
Далее.......>>>
 

«АТЕНЕЙ» и
«TIERRA & PUEBLO»

в Центральном
Доме Журналистов
 
27 марта 2009 года в Интернет-зале Центрального Дома Журналиста состоялся русско-испанский вечер. Первая его часть была посвящена специальному выпуску журнала «TIERRA & PUEBLO» (2008, №17), посвященного русско-испанским отношениям. О нём подробно рассказал мыслитель и издатель из Испании Энрике Равельо. Испанской теме в круге изданий «АТЕНЕЙ», были посвящены выступления Иванова Анатолия Михайловича и Рудакова Александра Борисовича.
 
Во второй части вечера слушателям был представлен первый полноцветный выпуск русского международного журнала «АТЕНЕЙ» №9-10 (232 стр.) его главным редактором и издателем Тулаевым Павлом Владимировичем. Среди авторов выступали: Авдеев Владимир Борисович, Милованов Валерий Иванович, Ветров Альберт Тимофеевич, Иванов Владимир Алексеевич. Поэты Эдуард Эрикссон и Марина Брыкалова прочитали свои новые стихи, опубликованные в «Атенее».
 
Далее.......>>>
 

РОДНЫЕ БОГИ –
В ПАРИЖЕ!
 
Возможность посетить Париж у меня была и раньше, но достойного повода для этого не было. Конечно, культурная столица Западной Европы сама по себе заслуживает внимания, и ей будет посвящён наш отдельный очерк. Просто мне не хотелось ехать во Францию с пустыми руками. Но вот, наконец-то, выдался подходящий случай. Удачным поводом для моего путешествия стал выход в свет художественного альбома «Родные Боги в творчестве славянских художников». Незадолго до этого состоялись две презентации нашей замечательной книги - в Санкт-Петербурге и Москве - и Париж как бы принял эстафету. Формально я приехал во Францию по приглашению своих друзей: Яна-Бера Тилленона - выдающегося художника и эстета из Бретани, Гийома Фая - знаменитого правого мыслителя мирового уровня, и госпожи N.N. - дамы, приятной во всех отношениях, но пожелавшей остаться incognito. В первую очередь, именно благодаря этим замечательным людям презентация альбома прошла на солидном интеллектуальном уровне.
 
 
РАССЕКРЕЧЕННАЯ ВОЕННАЯ КЛАССИКА
 
 
Генерал-майор Игнат Семёнович Даниленко, доктор философских наук, профессор, академик РАЕН, автор и научный руководитель проекта многотомной «Антологии отечественной военной мысли» любезно согласился дать интервью для журнала «Наследие Предков», которое состоялось 27 января 1998 года. Мы помещаем его в раздел «Книжное обозрение», поскольку речь идёт о публикации уникальных трудов таких выдающихся отечественных военных теоретиков, как Д.А. Милютин, Г.А. Леер, Н.Н. Головин, Н.Л. Кладо, А.К. Баиов, А.А. Свечин и других. Многие дореволюционные военные писатели (так называли тогда военных теоретиков и военных историков), часть которых вместе с Белым движением ушла в зарубежье, в СССР были не в почёте, более того – работы многих были запрещены, естественно, ни разу не переиздавались. Не всем повезло, кто остался на Родине. На Западе наши выдающиеся военные мыслители тоже были не слишком широко известны, но военным специалистам Антанты, Третьего Рейха и НАТО при желании были доступны. Ныне, с опозданием едва ли ни на сотню лет, русская военная классика открыта для русских.
 
П.В Тулаев: Уважаемый Игнат Семёнович, прежде всего, позвольте мне выразить радость по поводу сегодняшней встречи. «Наследие предков» рассматривает русскую военную мысль как один и t главных источников нашего современного мировоззрения. Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к этой теме.
 
И.С. Даниленко: К этой теме я пришёл, когда осознал, что недопустимо много из нашего военного наследия не вошло в научный и учебный оборот. К данному выводу меня привела многолетняя педагогическая работа. Будучи исследователем, я обращался ко многим забытым источникам и понял, что без них наша современная мысль значительно обедняется. Это тем более огорчительно, что пытливому молодому военному педагогу и даже серьёзному учащемуся военного учебного заведения всегда бывает мало обозначенных в программах и широко известных литературных источников. Для выработки высокого профессионального мировоззрения, для глубокого понимания истории Отечества особую ценность представляют труды классиков военной мысли. А найти их оказывается очень сложно. Некоторые работы существуют в отдельных экземплярах, являются библиографической редкостью и отсутствуют во многих книжных фондах, или хранятся в специальных фондах с ограниченным доступом. Часть ценного наследия покрылась многолетним слоем архивной пыли. А некоторых книг вообще нет в России, поскольку они были изданы за рубежом. Мы, специалисты, знаем, что исследования данного круга существуют, что они где-то есть, но за пределами нашей компетенции. Таким образом, целый пласт нашей национальной культуры оказался мало изученным, несистематизированным, необобщённым. Это и подвигло меня на выпуск «Антологии Отечественной военной мысли».
 
П. Т.: Какова концепция и общий план серии?
 
И.С: Военная мысль, как таковая, зародилась давно. Ведь мы живём на той земле, которая чрезвычайно богата военными событиями. Это связано не с национальным характером он отличается добродушием и миролюбием ас географическим положением и исторической судьбой нашей страны. В качестве отправной точки я выбрал тот рубеж, когда военная мысль приобретает общественный статус самостоятельной исследовательской и учебной дисциплины, т. е. науки. Это произошло в 18 веке, не только в России, но и во всём европейском мире. Меня интересуют не только история отечественной военной науки, её классические образцы, но и её роль в формировании образа будущего. При отборе персоналий для «Антологии» я решил исходить из двух основных принципов: историзма и профессионализма. Важно показать развитие военной мысли в течение трёх последних столетий. При этом выделить тех мыслителей, которое не высказались случайно по той или иной проблеме, а проявляли постоянный интерес к военной тематике. Это не значит, что все они были специалистами именно в данной области. Они могли иметь другие, невоенные профессии, но заниматься военной проблематикой со знанием дела, посвятив ей много времени и сил и проявив высокий талант.
Что касается плана серии, то я решил начать издание с менее известных в настоящее время по тем или иным причинам авторов, которых я изучаю уже не первый год. Всего хотел бы опубликовать в задуманной серии 50 томов сочинений разного объёма. На данный момент вышло уже восемь книг, подготовлено ещё десять макетов, а материалов у меня достаточно на всю серию.
 
П. Т.: Кого из дореволюционных мыслителей Вы считаете наиболее актуальными?
 
И.Д.: До революции существовала целая плеяда выдающихся деятелей, чьи славные имена должны жить в нашей памяти. Они наша гордость, без них мы не можем себе даже представить всю глубину и полноту традиции.
Начать этот список следует, конечно, с имени Александра Васильевича Суворова. До него были в Российской Империи крупные военные деятели и мыслители, яркие личности, например, Румянцев, Потёмкин. Но Суворов лучше других сформулировал «генетической код», архетип нашей отечественной научной военной мысли. Его гениальные научные мысли высказаны в простой доступной форме. Суворовская «Наука побеждать» это не старина. Это актуальный, современный ориентир. Конечно, многое уже с тех пор изменилось, но наследие Суворова остаётся важным истоком отечественной традиции.
В 19 веке возвышается фигура Милютина Дмитрия Алексеевича военного теоретика, географа и историка, военного министра-реформатора, последнего генерал-фельдмаршала России, умершего в 1912 году. Чтобы войти в историю отечественной военной мысли ему достаточно одной военной статистики, которую Милютин ввёл в качестве научной и учебной дисциплины ещё в первой половине XIX века.
Генерал Леер Генрих Антонович несомненно крупный военный теоретик второй половины X1X века. Его работы по стратегии, систематизации военной мысли составляют целую эпоху в развитии отечественной военной мысли. К Лееру и его школе в последующем допускались серьёзные критические передержки. Против несправедливости и непродуктивности такого рода критики Леера активно выступал Николай Лаврентьевич Кладо (1862-1919), чьё имя незаслуженно забыто. Из его богатого наследия мы издали в рамках нашей серии «Эподы по стратегии» (1961).
Большой интерес представляет творчество Николая Николаевич! Головина, ставшего известным военным учёным ещё до первой мировой войны, а после революции ведущим военным теоретиком русского зарубежья. Алексея Константиновича Байова блестящего дореволюционного и эмигрантского военного историка и теоретика. Александра Андреевича Свечина выдающегося советского стратега, и многих других, более близких к нам по времени.
 
П. Т.: Вы начали серию с труда Н.Н. Головина «Наука о воине». Почему Вы выбрали именно его?
 
И.Д.: Передо мной была трудная задача. Если бы я попытался охватить все собранные материалы и начал издавать их в хронологическом порядке, я бы рисковал никогда не закончить этот труд. Поэтому я решил начать с тех работ, которые наиболее ценны, но неизвестны или малоизвестны даже профессионалам. К ним как раз и относятся книги Николая Николаевича Головина, человека редкой судьбы и талантливого мыслителя. Он меня заинтересовал по двум причинам. Во-первых, у него есть работа, посвящённая А.В. Суворову; она как раз обращена к молодёжи, глубоко раскрывает сущность и особенности суворовской школы. Во-вторых, именно Головин первым понял, что военной науки как науки о войне не существует. Есть наука о ведении войны, но науки о войне как состоянии общества, её месте в содержании и динамике исторического процесса нет. И он в середине 30-х годов призвал мировую научную общественность разработать такую науку, предложил сложный проект и вынес его на обсуждение. Это актуально и сегодня. Наука о войне ещё не создана. А войны многолики. Они принимают всё более нетрадиционный характер. Порой трудно уловить грань между войной и миром. А это очень важно для политической практики.
У Головина очень много работ. Он автор более 30 монографий и около 100 публикаций на 8 языках мира. В избранных для открытия «Антологии» его работах рассматриваются общетеоретические, философские, социологические и психологические проблемы войны, по-новому раскрыта роль человека. Головин выступает в качестве яркого представителя «русской психологической школы».
В войне при использовании любой техники центральная роль принадлежит человеку. Об этом подробно в работе Головина «Исследование деятельности и свойств человека как бойца» (2-й том нашей серии), которая и сегодня читается как современная. Кроме того, Головин оставил фундаментальный труд, раскрывающий усилия России в первой мировой войны. Он уже находится в издательстве и выйдет, надеюсь, в первой половине этого года. Кстати, в 1998 году исполняется 80 лет со дня окончания 1-й мировой войны. А поскольку у нас эта война изучена гораздо меньше, чем 2-я мировая, то переиздание труда Головина существенно заполняет имеющийся пробел. Н.Н. Головин, к сожалению, не был услышан и оценён по достоинству своими соотечественниками, тем более что после революции он жил за пределами России. Отчасти его идеи были использованы в других странах, например во Франции. Создатель французской полемологии (новой науки о войне) Гастон Бутуль тоже считал необходимым разработать принципиально новую теорию войны, но эту идею значительно раньше него высказал и обосновал Головин. Он хорошо понимал свою миссию и исторические задачи, работал планомерно, не в одиночку. В частности, с ним сотрудничал выдающийся социолог Питирим Александрович Сорокин, тоже выходец из России, вынужденный покинуть Родину после революции. Сорокин написал фундаментальный труд о социально-культурной динамике исторического процесса. В нём специальная глава посвящена войне. Она написана с участием генерала Н. Н. Головина и его помощника полковника А. А. Зайцова. Были у Головина и другие талантливые помощники, ученики и последователи.
В подготовке работ Головина к публикации мне серьёзную помощь оказал исследователь его творчества Игорь Владимирович Образцов.
 
П. Т.: Мне посчастливилось прочесть две интересные книги: «Философия войны» и «Российские офицеры» под редакцией А.Б. Григорьева. Там как раз говорится об этих малоизвестных страницах отечественной истории. В частности приводятся любопытные факты о русских военных учреждениях за рубежом. Оказывается, в конце 1920-х в начале 1930-х гг. по инициативе Головина были объединены несколько кружков военного самообразования в зарубежные высшие военно-научные курсы, выполнявшие роль русской военной академии в эмиграции. Позже при них в Париже был создан Институт по исследованию войны и мира, а в Белграде Русский военно-научный институт. Всего в то время существовало более двадцати кружков военного самообразования, которые выполняли роль учебных заведений для более чем стотысячной армии попавшего за рубеж русского офицерства и казачества.
 
И.Д. Да, действительно, после революции отечественная военная мысль разделилась как бы на два потока: на советский и зарубежный. Зарубежный поток, как теперь выясняется, был достаточно продуктивным. В этой среде трудились выдающиеся умы, знатоки своего дела, такие как Головин, Байов, Данилов и другие. Список очень большой. Они долго надеялись, что возможен реванш, что можно вернуть старую, горячо любимую ими Россию, и старались сохранить военную традицию во всех её видах: создавали школы, кадетские училища, готовили кадры... Меня этот политический аспект меньше интересует. Мы будем издавать труды всех отечественных военных мыслителей, независимо от того, по какую сторону баррикад они находились. Эпоха была драматичная, политические ориентации менялись, но это не должно препятствовать нашему освоению всего наследия. Это основа потенциала нашей современной философии войны и военной науки.
 
П.Т. В связи с этим я хотел бы задать дополнительный вопрос по сборнику «Философия войны», составленного И.В.Домниным. В него вошли: одноимённая работа А. Керсновского, «Наука о войне» Н.Головина, «Грехи старой России и её армии» П.Залесского, «Помни войну» Л. Марнушкина, «Начальные основы строительства будущей русской армии» А. Панова с соответствующими комментариями. Вы как-то участвовали в составлении этой книги или она вышла независимо от Вас.
 
И.Д.: Игорь Владимирович Домнин работает вместе с Александром Евгеньевичем Савинкиным. Они сделали очень много для того, чтобы вернуть нашу отечественную военную мысль из зарубежья на Родину. Это настоящие энтузиасты, подвижники, подготовившие много публикаций по данной тематике. Я с ними лично знаком, мы поддерживаем научные контакты, обмениваемся консультациями, то есть фактически сотрудничаем, работаем дружно, без какого бы то ни было антагонизма, ибо понимаем, что делаем общее дело, а работы в данной области хватит на всех.
 
П. Т. Хорошо, что книги по военной философии стали одновременно выходить в различных издательствах, тем более что качество первых книг оставляет желать лучшего. Вместе с тем, я хотел бы обратить Ваше внимание на следующий факт. Во время работы в США мне попалась в руки американское издание «Стратегии» А.А. Свечина 1992 года. И у меня возникло два вопроса. Во-первых, почему оно вышло раньше русского репринта? Во-вторых, почему наши военные специалисты. А.А. Кокошин и В.Н. Лобов, приняв участие в данной публикации, не нашли возможности переиздать ту же книгу, па таком же полиграфическом уровне у нас?
 
И.Д. Действительно, этот факт достоин сожаления. Книга советского военачальника, крупнейшего военного теоретика XX века Александра Алексеевича Свечина «Стратегия» выходила в СССР дважды, в 1926 и 1927 годах. Свечин как военный теоретик сложился до революции. В 1915 году стал генералом. Принимал активное участие в политической жизни. Перешёл на сторону Советской власти. Кстати, его родной брат Михаил, тоже генерал, оказался на другой стороне баррикад. В 20-е годы А. Свечин был властителем дум и большим авторитетом среди военных в послереволюционной России. Однако, когда политика стала активно вмешиваться в ход развития военной, да и не только военной науки, судьба его сложилась трагично. В конечном счете, это не могло не сказаться на самой политике. Меня лично давно интересовала его судьба, его незаслуженно забытые труды, и я сделал всё, чтобы переиздать его главные труды, хотя бы небольшим тиражом.
П. Т. Какие именно?
 
И.Д. Прежде всего это его труд «Стратегия», который не случайно в 20-е годы издавался дважды. В наше время он сохранился как большая редкость. Меньше повезло более поздней работе «Стратегия XX века на первом этапе. Планирование войны и операций на суше и на море в 1904-1905 гг.». Она была опубликована в 1937 году тиражом в 1000 экземпляров. В наше время найти её трудно. Мне посчастливилось. Затем два тома фундаментального сочинения «Эволюция военного искусства». Сейчас заканчиваю подготовку макета книги с никогда не публиковавшимися работами А. А. Свечина.
 
П. Т.: А кого из зарубежных стратегов вы считаете современным и актуальным?
 
И.Д.: С точки зрения развития теории военной науки, мне очень интересным кажется творчество английского военного теоретика Лиддела Гарта, особенно сделанные им выводы на основе анализа второй мировой войны и появления ядерного оружия. Он предложил разделить стратегию вооружённой борьбы и стратегию ведения войны. Это, действительно, разные вещи. Ведь не случайно во 2-й мировой войне руководителями былине военные, в традиционном понимании, а первые лица государства. Непрофессиональные военные были во главе вооружённых сил во всех странах, в СССР, в США, в Великобритании и в Германии, во всяком случае, именно они осуществляли общее руководство войной. По существу она превратилась в сложнейшее межобщественное противоборство. В стратегии ведения войны принципиально новую роль стали играть непрямые действия. Этот факт и зафиксировал Лиддел Гарт. Он считал, что «в настоящее время атомное оружие, не позволяющее применять прямые действия, имеет тенденцию стимулировать разработку агрессорами более гибкой стратегии». Советская мысль в то время не смогла по достоинству оценить этот подход. Преобладала точка зрения, что решающим фактором в современной войне является ядерное оружие. Жизнь показала, что дело обстоит значительно сложнее. Ядерное оружие, действительно, выполняло функцию сдерживания от традиционных, прямых военных действий, но военное противоборство велось другими средствами и методами. Это был большой недочёт в нашей стратегии. Нам сильно помешал догматизм, как идеологический, так и военно-профессиональный, поэтому мы и проиграли холодную войну. На Западе откровенно празднуют победу в этой войне, а у нас официальные круги не признают её войной. Неверно считать основной причиной этой войны идеологию. Запад начал холодную войну, потому что его не устраивали геополитические результаты 2-й мировой войны. Коммунистическая идеология не помешала «западным демократиям» быть союзниками СССР в этой войне. А вот геополитические результаты её сделали бывших союзников непримиримыми врагами.
 
П.Т.: Я знаю, что Вы как крупный военный историк встречались с ведущими стратегами запада. Кого бы вы из них выделили?
 
И. Д. Историк я лишь отчасти, по своему призванию, а по профессии я философ. Поэтому меня более всего интересует логика войны, а её постижение требует знания военной истории. По службе и в порядке научного общения мне приходилось встречаться в военными деятелями разных стран. Запомнилась встреча с Робертом Макнамарой и кругом его сотрудников в США. Встреча была посвящена проблемам современной войны и обеспечения безопасности. Мне понравился реализм американцев, хотя и они не свободны от идеологических клише, особенно по отношению к нашей стране. Некоторые думают, что только коммунисты склонны к догматизму; нет, другие тоже не лишены этого недостатка. Задача быть последовательными рыцарями науки, бесстрашно стремиться к истине, не впадая в идеологические ловушки и политическое рабство, стоит не только перед нами.
 
П. Т. Как Вы оцениваете оживление интереса к геополитической школе мысли в нынешней России?
 
И.Д. Я думаю, что это естественная реакция на длительную недооценку данного направления мысли, которую сейчас и стараются преодолеть молодые исследователи. В принципе военная наука любого государства основывается на его географическом положении, на цивилизационных, национально-психологических качествах народа. В этом смысле военная наука национальна, как никакая другая. Мы должны знать истоки своей цивилизации: чем именно она, например, отличается от западной, каковы её современные особенности. Геополитика призвана ответить на вопрос: почему история нашего Отечества так насыщена войнами?
 
П. Т. Вам попадались в руки новые книги по данной теме: «Основы геополитики» А.Г. Дугина, «Русский геополитический сборник» Е. Ф. Морозова, «Геополитика современности» К.Э. Сорокина, «Единая Европа: проблемы и перспективы» В. Видеманна. «Шаги новой геополитики» А.В. Митрофанова, «Европоцентризм: скрытая идеология перестройки» С. Кара-Мурзы? Почти одновременный выход упомянутых изданий свидетельствует о том, что геополитика сегодня стала модной. Как Вы оцениваете это явление?
 
И.Д. Я думаю, что перечисленные вами издания важны и очень актуальны, поскольку они заполняют вакуум, который существует в данной области. С этими работами я знаком. Интерес к геополитике появляется сейчас не только в учёных кругах, но и среди военных. Это закономерно, главное тут учесть и наработки отечественной школы геополитики, например, труды Д.А. Милютина. К сожалению, они оказались невостребованными в советское время. Обращаясь к геополитике как к науке, следует также иметь в виду особенности современной эпохи, эпохи информатизации, новейших технологий и всеобщей компьютеризации. Не достаточно повторять пройденное, надо развивать геополитику с учётом национальной традиции и особенностей нашего времени.
 
П. Т. 20 апреля 1996 года по итогам «Московской встречи на высшем уровне по ядерной безопасности» была подписана официальная декларация об «окончании холодной войны» и открытии «новой эры в международных отношениях». Что это, по Вашему, означает, начало эпохи мира или эпохи войн нового поколения, так сказать «четвёртой мировой войны»?
 
И.Д. Моя позиция по данному вопросу заключается в следующем. Военная мысль просмотрела переход от традиционных войн, где решающая роль принадлежала вооружённой борьбе с помощью смертоносного оружия, к войнам нового типа. В современном противоборстве вооружённым силам отводится страховочная и обеспечивающая роль. А сама война ведётся другими средствами, которые раньше, наоборот, играли обеспечивающую роль: политическими, экономическими, информационными, разведывательными. То, что однажды было названо «холодной войной», раньше тоже существовало под именем «странных войн». Сегодня эти «странные», нетрадиционные войны и конфликты встречаются чаще, чем прежде.
Судите сами: что произошло после окончания холодной войны? Когда Горбачёв заявил о переходе СССР от планов построения коммунизма, от доктрины мирового революционного процесса к «новому мышлению», у некоторых людей возникло впечатление, что мы вступаем в эпоху вечного мира. Но это впечатление было обманчивым. Надо понимать и хорошо знать, что такое мир и что такое война. Намерения и лозунги политиков могут быть необоснованными, могут ввести в заблуждение миллионы людей. Крах социалистического строя в нашей стране и ряде европейских государств, разрушительность и непродуктивность идеологии «перестройки» как раз и побудили меня заняться философскими вопросами войны, обратиться к отечественной традиции, к историческому опыту России.
Что мы видим сегодня вокруг? Силовой мир. А силовой мир это либо скрытая война, либо подготовка к войне. Этот мир периодически взрывается военно-силовыми акциями. Вот что происходит в реальности. Если мы этого не поймём, не разберемся, как следует, то наша военная реформа не будет иметь необходимых ориентиров.
 
П.Т.: То что Вы сейчас сказали чрезвычайно важно. Группа моих единомышленников как раз и занимается разработкой некоторых аспектов «войн нового поколения», которые Вы называете «нетрадиционными» или «странными». Часть наших разработок опубликована в сборнике «Русская перспектива», М, «Полюс», 1996. В частности, там есть статья Владимира Юрьевича Попова «Четвёртая мировая война», есть материалы обсуждения книги американского учёного Энтони Саттона «Как Орден организует войны и революции». Как Вы относитесь к теории управляемых конфликтов?
 
И.Д. В войнах всегда было много субъективного, с ними связаны разного рода заговоры, человеческие стремления и страсти великого и преступного характера. И всё же в основе природы войн есть и объективное, возбуждающее эту субъективность. В истории было много попыток покончить с войнами. Однако исторический процесс идёт миро-военным методом, т. е. мир сменяется войнами. Правда, периодичность сменяемости не установлена. Очень важно установить принципиальную грань между войной и миром. Существовавшие объяснения этих сложных вопросов сегодня нельзя признать удовлетворительными. Это относится и к «нарезке» войн. Что касается управляемых войн и военных конфликтов, то этим с успехом может заниматься т.н. «третья сторона». Она может воспользоваться имеющимися для этого предпосылками, но может их и создавать в течение длительного времени, а в нужный для неё момент развязать войну или конфликт. А затем, в зависимости от их хода и своих интересов выступить в роли посредника и «миротворца». Война начинается не со стрельбы. Это её особая фаза. Упрощённый подход тут недопустим.
 
П. Т. И последний вопрос. На встрече инициативной группы по созданию Центра военной философии Вами была выдвинута идея общественной конференции, посвящённой столетию создания в России «Общества ревнителей военных знаний». Как Вы видите её и кого бы Вы хотели на неё пригласить?
 
И.Д. Я считаю, что создание в 1898 году «Общества ревнителей военных знаний», в котором перед первой мировой войной участвовало 42 тысячи офицеров Российской армии, было важным событием в отечественной истории. Это общество оставило весьма серьёзное наследие, а главное оно вывело военную мысль за пределы официальных государственных структур и ведомств. Царская бюрократия в некоторых важных вопросах сковывала военную мысль. Советская бюрократия продолжила эту линию. Такое же положение в военной науке остаётся и по сей день. Война это явление, которое касается всех граждан, ибо влияет на судьбу каждого и всех. Поэтому принципиально важно, чтобы военными проблемами занимались не только специалисты военных ведомств, но также фундаментальная наука, академические институты, университеты. Война не случайное явление. Нельзя рассматривать её как эпизод того или иного исторического периода. Как именно происходит переход от мира к войне и обратно это ещё предстоит изучить, исследовать во всех аспектах. Например, мы говорили о геополитике. Эта наука как раз и призвана ответить на вопрос, почему и как войны мигрируют по планете. Почему в одних пространствах они укоренились, а на других, так сказать, редкие гостьи. Военные ведомства в силу своей специфики не занимаются этим кругом проблем. Кто-то ведь обязан заниматься общими вопросами философии войны, геополитики, стратегии, дабы предусмотреть все возможные перспективы, проблемы и средства национальной безопасности. Это в интересах ныне живущих и будущих поколений.
Что касается приглашений на конференцию, то мы планируем привлечь как известных специалистов, так и широкий круг интересующихся данной проблематикой из числа молодёжи.
 
П. Т. Большое спасибо за Ваше доброжелательное, развёрнутое интервью. В заключение я хочу пожелать Вам успехов в дальнейшем издании серии «Антология отечественной военной мысли» и надеюсь, что сегодняшняя встреча не будет последней. Всех упомянутых современных издателей и исследователей, я от имени «Наследия предков» также приглашаю к сотрудничеству и надеюсь их увидеть на запланированной юбилейной конференции «Общества ревнителей военных знаний».
 
И.Д. Спасибо большое Вам. Я думаю, если такая конференцию состоится, то она будет не только данью исторической памяти, но важным дополнительным импульсом в развитии военного дела России.
 
Впервые опубликовано в журнале «Наследие Предков» №5
 
 
ИЗБРАННЫЕ ВИДЕОРОЛИКИ
 
«СЛАВИЯ – ИМПЕРИЯ БЕЛЫХ
СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ?»

Павел Тулаев беседует
с Максимом Калашниковым
о панславизме
http://video.yandex.ru/
users/neuromir-itv/view/9/
 
«ПРИОРИТЕТЫ И
КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СЛАВЯНСКОГО ДВИЖЕНИЯ»

Доклад П.В.Тулаева
на пленарном заседании
конференции в Беларуси
(Минск, 5.02.2010).
http://rutube.ru/tracks/3008009.html
Полный текст выступления:
http://www.ateney.ru/bel/b014.htm
 
«СЛАВЯНСТВО – ЭТО
ФОРМА НАШЕЙ ЖИЗНИ»

Интервью с П.В.Тулаевым
на славянской конференции в
Беларуси, февраль 2010 года:
http://rutube.ru/tracks/2977807.html
 
Далее.......>>>
 
 
 
РОДНЫМ БОГИНЯМ И БЕРЕГИНЯМ
Второе дополненное издание
 
Вышло в свет второе дополненное издание книги Павла Владимировича Тулаева РОДНЫЕ БОГИНИ И БЕРЕГИНИ (Москва, «Библиотека АТЕНЕЯ», 2009). В основу текста лёг его доклад, сделанный на Школе Родной Веры в Киеве, и опубликованный в журнале «СВАРОГ» №19-20 на украинском языке. На презентации 30 января 2009 года в Доме культуры на Петровских линиях в Москве известный ученый представил первое русское издание брошюры, подчеркнув органичную взаимосвязь женского и мужского начал в вечном сотворении мира.  После ответов на вопросы слушателями было высказано пожелание дополнить следующее публикацию статьями о славянских богинях Живе и Макоши, что и было сделано.  Цена книги: 120 рублей.
 
 
 
Джордж Клейсон.
Самый богатый человек
в Вавилоне
Москва, «Слава!»,
128 страниц.
Иллюстрации Андрея
Гусельникова и
Максимилиана Преснякова.
 
 
 
 
Первый полноцветный выпуск русского международного журнала  «Атеней» издан как сдвоенный выпуск №9 и № 10 (объём 232 страницы). Он обобщает события и интеллектуальные поиски последних лет, представляя собой новейший путеводитель Правого движения в России и Европе. Издание содержит 159 больших и малых статей на русском языке, из них 38 переводов, в том числе: с немецкого, французского, английского, болгарского, украинского, испанского, итальянского, польского, фламанского. В сдвоенном выпуске опубликовано 126 рецензий и аннотаций на книги, журналы, компакт-диски, сайты, включая музыкальные коллекции. В журнале воспроизведено 337 цветных иллюстраций, из них 122 – фотодокумента участников движения, а также 21 репродукция картин современного художника Андрея Клименко.
 
 
 
Родные Боги в творчестве славянских художников. Художественный альбом и энциклопедия. Составление и комментарии: П.В. Тулаев. Словарные статьи: Г.С. Лозко, П.В. Тулаев. - Москва, «Слава!», 2008. - С. 240 с., цветные илл.
 
 
 
Тулаев П. В.
Афина и Атенеи.
Москва: Атеней, 2006.
80 с.
 
 
 
 
Тулаев П.В. Русский концерт Полетаева. Беседы о музыке и культуре, М. «Слава!», 2008 + DVD с видео-концертом и музыкальной подборкой
из 24 аудиозаписей.
 
 
 
«Атеней» №8.  Специальный выпуск с материалами и документами международной конференции БУДУЩЕЕ БЕЛОГО МИРА (176 стр.
с цветным вкладышем).
 

 

Франко Франсиско. Масонство. Пер. с испанского. Москва, «Слава!», 2008.
 
 
 
Фай Гийом. За что мы сражаемся. Идеологический словарь. М. «Слава!», 2007,
 
 
 
 
Павел Тулаев
Спор о «Сокровищах Ретры»
Приложение к журналу «Атеней», Москва, 2007
 
 
 
«Слава!» №5, Вестник Родового Славянского Веча. М., 2008
 
 

ИЗДАНИЯ КРУГА «АТЕНЕЙ»

Предлагаем Вашему вниманию новые печатные и электронные издания. В электронном каталоге представлены наши книги, журналы, компакт-диски и видеофильмы.
© Pavel V. Tulaev